Общественная
организация

ХРАНИТЕЛЬ ИСТОРИИ АМШЕНСКИХ АРМЯН

10.11.2023


Анаид Гогорян

Преподаватель истории Жора Агозян – представитель пятого поколения рода Агозянов, проживающих в Абхазии. Его прадед Арутюн (Артин) был вынужден переехать из Джаника (Западная Армении – ныне Турция) в Абхазию в 1879 году, во время первой волны геноцида армян в Османской империи.

«Их было три брата, без родителей, самому старшему, моему деду, было 22 года, самому младшему - 7 лет. Они вместе с остальными людьми, которые убегали от резни, это около 80 семей, сели на корабль и прибыли в Абхазию. Был рукописный источник Мелика Папазяна, он писал дневник со слов очевидца тех событий, который находился на корабле. Они высадились близ Бамборы. Абхазы, местные жители, которые остались (после махаджирства), подошли к старшим и объяснили: «Свирепствует малярия, вы не сможете здесь выжить». Это было осенью, по совету абхаза, они поднялись вдоль реки вверх, туда, где сейчас расположено село Мцара. «Мои предки обосновались в самом начале села», - рассказывает Жора Агозян.

Мцара - это первое компактное поселение амшенских армян в Абхазии. Здесь они, в основном, занимались сельским хозяйством, выращивали табак, а также знаменитые мцарские яблоки.

«Армяне думали о сохранении языка и веры. С первыми переселенцами прибыл священник Тер Мкртыч, и один из представителей фамилии Пилосян обещал, что, когда они обоснуются в Абхазии, построят церковь. Он сдержал слово, в 1881 году построили первую армянскую церковь в центре села. Мы центральную часть села называем «хач кех» - дословно «село креста». В 1883 году была открыта приходская школа, где грамоте обучали священники».

Это была первая армянская школа в Абхазии. Жора Агозян окончил мцарскую среднюю школу в 1996 году, в 1997 г. поступил на историко-юридический факультет АГУ. «Я выбрал историю, потому что воспитывался у дедушки и бабушки. Они рассказывали, что наши предки жили в Западной Армении (Турции), но последствия были такие, что они были вынуждены переселиться сюда. Рассказывали, как приняли их абхазы, по фамилии Базба. Они дружили. Рассказывали истории, связанные с семейными традициями. Это очень сильно повлияло на выбор моей будущей профессии. Я учил историю хорошо, это был один из моих любимых предметов», - признается он.

Жора Агозян учился на заочном и с первого курса преподавал историю в родной школе. До Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993гг. в селе проживало около двух тысяч человек. Сегодня - триста человек. В 2020 году Жора Агозян по семейным обстоятельствам переехал в Гагрский район, в село Бзыбь, и начал работать в средней школе села Алахадзы. Он преподает историю Абхазии, Армении, а также всемирную историю.    

«История неразрывно связана с культурой, традициями нашего народа. 24 апреля, в День памяти жертв геноцида армян в Османской империи, ученики задают много вопросов, почему так произошло, как это было. Я детям объясняю, что геноцид привел к тому, что мы оказались в Абхазии. Рассказываю историю села Мцара, других армянских сел, которым более ста лет. Живя в Абхазии, мы видим очень трепетное отношение абхазов, к своей культуре, истории, они также были подвержены гонению, махаджирству. Важно, не забывать свои корни», - считает преподаватель.

А что касается национальных традиций, то они, по его словам, всегда сохранялись в селе. На днях в селе Алахадзы Гагрского района состоялся пятый праздник культуры и быта «Амшен», где были представлены стенды почти всех районов Абхазии, а также стенды Российской Федерации и Торгово-промышленной палаты РА.

«Праздник «Амшен» – это уникальное явление в нашей современной истории, Это площадка, на которой дети видят все разнообразие, красоту. Это культурный диалог. Это очень здорово! Наша школа также приняла участие в празднике, дети были вовлечены, основной упор сделали на национальные блюда, были представлены предметы быта, утварь. Это жернова, музыкальные инструменты, сковородка из меди, в которой готовили национальное амшенское блюдо «ека» и многое другое. Дети, взрослые в национальной одежде принимали гостей: абхазов, русских и т.д.», - отметил преподаватель истории.

На таких мероприятиях, по его словам, молодежь впитывает в себя информацию о культуре, национальных традициях, самобытности, которые очень важно сохранить.