Общественная
организация

ПРИХОДИТЕ К НАМ НА МЕССУ

26.10.2022

Марианна Котова

Где искать немцев в Сухуме? Конечно, в лютеранской церкви. Каждое воскресенье здесь проходит месса. Проводит ее священник Михаил Шлегельмильх. Высокий молодой человек с голубыми глазами, в его лице есть и кавказская ястребиность, и немецкая строгость, а еще акцент. Слушая его проповедь сразу и не поймешь, что Михаил Коренной сухумчанин. Нотки немецкой речи явственно проскакивают, и когда он поет очередной гимн из Катехизиса. Но Михаил родился и вырос в Сухуме. Он представитель одной из двадцати немецких семей, которые и составляют немецкую общину Абхазии.


Немцы в Абхазии появились в основном в начале 1940-х годов, когда началась Великая Отечественная война, и населявших Россию потомков уроженцев Германии объявили виновным народом,  стали устраивать погромы и облавы на немцев, а также переселять в Казахстан.


Как рассказывает Михаил, его деду удалось сбежать во время массовой депортации немцев из Анапы. Часть его семьи погибла по дороге в Казахские степи, а он обосновался в Абхазии, которая, даже в самые жестокие годы советской  диктатуры, оставалась оазисом свободы. «В те годы в Абхазии немцев было намного больше, как и других национальных общин, - говорит Михаил, - во время грузино-абхазской войны многие уехали на историческую родину».


Сегодня лютеранская церковь – место, где встречаются абхазские немцы. «Мы хорошо интегрированы в абхазское общество, - рассказывает Михаил Шлегельмильх,  - абхазский паспорт культура и, часто язык всех нас уравнивают. Каких-то особых немецких традиций мы не соблюдаем, разве что праздники у нас отмечаются в другие даты. Рождество и пасха не совпадают с православными».  Григорианский календарь объединяет лютеран с католиками. Католическая церковь располагается в одном дворе с лютеранской. Но прихожан там намного больше, в основном это представители армянской общины.


Как рассказывает Михаил, у всех немцев в Абхазии есть друзья  и родственники абхазы, много смешанных браков. «Немецкая национальность  - это чаще всего графа в паспорте и генеалогия, которую мы стараемся изучать и передавать из поколения в поколение своим потомкам», - говорит Михаил.

 20221023_112042.jpg 20221023_113630.jpg 20221023_120721.jpg

«Я не знаю о случаях, когда бы внутри Абхазии угнетались бы права живущих тут национальных меньшинств. У нас есть своя церковь, возможность учиться, работать заключать браки. Абхазия испокон веков была пестрой на национальности. Да и что касается религии, то абхазы любят религиозные праздники, и часто отмечают их независимо от того к какой конфессии принадлежат сами», - утверждает Михаил. Действительно, православная Пасха и мусульманский Курбан байрам в Абхазии  - нерабочие дни.


В это воскресенье на мессе в лютеранской церкви были 6 человек. В том числе и председатель немецкой общины Тамара Агрба. Ее мать - немка, есть родственники в Германии, с которыми семья Тамары Павловны поддерживает связь.  По ее словам всего в Абхазии сегодня около пятидесяти – шестидесятой немцев или их потомков.  Это очень мало для того чтобы поддерживать культурные традиции, но, тем не менее, до последнего времени это делать удавалось. «Раньше мы организовывали фестивали, костюмированные представления и  концерты, но давно уже ничего подобного не было. Люди разобщены. Когда не было такого доступного интернета, люди тянулись друг к другу, а сейчас все сидят по домам, - говорит Тамара Агрба, и добавляет, - приходите к нам на мессы, у нас интересно, жалко, молодежи все меньше и меньше».

Действительно из шести прихожан, что были на мессе, не оказалось ни одного младше 60 лет. По словам Михаила, молодежи было много в какое-то период, но в настоящее время большинство уехали учиться. Сам Михаил долгое время находился за границей. Он окончил вуз в Санкт-Петербурге.  Но, как говорит молодой священник, дело еще и в современной идеологии. «Мы сейчас, как говорят философы, живем в постхристианскую эпоху. Сегодня деконструкции подверглись прошлые идеалы, а новых пока нет. Поэтому, наверное, молодежь и не стремится в церковь, даже в такие смутные времена, как сегодня. Но те, кто приходит, стали задавать другие вопросы и глубже рассматривать религию», - считает Михаил.

В лютеранской церкви для православного глаза непривычно скромно: белые стены без ликов святых и золотых иконостасов. Нет богато украшенного престола. А лишь деревянный стол с белой скатертью и букетом цветов, на стене крест. За столом и поет гимны из катехизиса молодой священник. Каждый прихожанин может взять том катехизиса и петь вместе со всеми. А затем проповедь. Простыми словами Михаил объясняет содержание того или иного псалма библии, максимально актуализируя информацию. Он рассказывает о чудесах, которые вершил Иисус Христос, объясняя их смысл в контексте современности.

Выйти из церкви с новыми смыслами и чувством общности со своими, наверняка, именно такую цель преследуют те, кто приходит по воскресеньям в лютеранский храм. А свои - это не только абхазские немцы, а все, кто сегодня живет в Абхазии. Потому что, как сказал Михаил, Абхазия даже в самые мутные времена была оазисом свободы. Например, для апостолов Христа. Но эту уже совсем другая история.