Общественная
организация

МАЦУ ЗДЕСЬ БОЛЬШЕ НЕ ПЕКУТ

12.10.2022

Марианна Котова

Догадаться, что за воротами обычного сухумского двора синагога, не трудно. На заборе нарисована звезда Давида. Чаще всего ворота открыты и каждый, кого интересует вопрос веры, еврейских обычаев и праздников, может зайти сюда. Но тот, кто не стремится к религии, задержится тут едва ли. Обшарпанный двор, облезлая роспись на стенах, разрушенное пожаром и временем здание. Всего одна комната годится для долгого пребывания  - молельная, она же кабинет председателя еврейской общины Абхазии Александра Малиса, но после того как он был обращен в евреи, его нарекли именем Бацалель Эфрайм. О том, как молодой человек, а Бацалелю сейчас 37 лет, нашел еврейские корни и с материнской, и с отцовской стороны - можно рассказать много. Но речь идет об общине в целом, и о синагоге, точнее о том, что от нее осталось.

Привести в порядок синагогу невозможно, так как ремонтируют на деньги прихожан, а их не так много - около 100 человек, большинство из которых женщины и дети. Но, как говорит председатель общины, потерянных гораздо больше, а все потому, что у евреев национальность определяется по матери. А большинство евреев в Абхазии – это дети от смешанных браков.

В среду утром в синагоге нет ни души. Но за час до нашего прихода снимали фильм. Журналисты и кинематографисты эту локацию уже облюбовали. Прихожане чаще всего бывают на праздники, особенно когда отмечают Пурим. «Это веселый праздник. Дети приходят в маскарадных костюмах, а на столе много еды и даже алкоголь. Вот на этот праздник можете к нам прийти, он обычно отмечается в феврале», - рассказывает Бацалель. На  вопрос, почему об абхазских евреях так мало информации, он отвечает, что дело в особенности веры. Иудаизм лишен мессианства. Евреи не проповедуют, и у них не стоит задача обращать в свою веру. Но при этом, если у кого-то возникает интерес, то евреи с радостью рассказывают о Всевышнем, о канонах иудаизма.  Например, о том, что все еврейские праздники связаны и Исходом. С 9 октября община начала отмечать Суккот. Во дворе синагоги возвели своеобразный шалаш, со столом в центре, за которым обязательно должны быть вино и хлеб. Евреи едят в этот праздник только в таком месте. Эта традиция напоминает им о годах, проведенных в Синайской пустыне в поисках Земли Обетованной.

Все это рассказывают прихожанам в праздничные дни, когда в синаноге собираются люди, а главное дети. Обучать их регулярно не получается – нет условий. О том, чтобы изучать иврит, тоже речь не идет. «Я могу читать, могу написать что-то, но общаться на иврите пока не способен, - рассказывает Бацалель,- так как учу иврит сам, разговорной практики у меня нет». Молодой человек стал председателем общины, можно сказать, поневоле. Нужен был энергичный парень, который будет заниматься формальными вопросами, документами, способный на физическую работу. Вот так Бацалель, он же Александр, стал главным евреем Сухума.  

С ним мы прошлись по всем помещениям синагоги. И трудно было не заметить, с какой болью он говорит о паркете, который придется отдать на дрова. Так как из-за постоянных подтоплений он совсем сгнил, о комнате, которую очистили от отделочных материалов, а потом выяснилось, что это пристройка, которую возвели, не соблюдая строительных норм, и из-за соображений безопасности ее придется снести. С явной грустью он рассказывал о тех временах, которых не застал. Ведь в советское время тут была пекарня, где делали мацу и обеспечивали ею весь Кавказ. «В советское время маца была запрещённым продуктом. Женщины под страхом уголовного наказания перевозили ее, тщательно спрятав», - рассказывает Бацалель. Сегодня мацу тут никто не печет. И не готовит кошерных кур. Но председатель  еврейской общины планирует начать бизнес и продавать кошерное мясо. Он уверен, что пользоваться спросом оно будет не только у евреев, но и у всех, кто заботится о правильном питании. «Кошерное – значит чистое, от животного, которое питалось натуральной пищей, у которого, все внутренние органы здоровы»,- объясняет Бацалель.

Этот бизнес, как планирует молодой человек, должен помочь  общине, так как Тора предписывает десятую часть дохода отдавать. По словам Бацалеля, если следовать Торе, то можно многому научиться. Древнее писание помогает дисциплинировать современную жизнь, учит финансовой грамотности и тайм менеджменту. «Мы соблюдаем субботний день - не можем передвигаться на транспорте, готовить и даже включать телефон. Мы максимально возможное время проводим сами с собой, а значит со всевышним», - рассказывает Бацалель. Переводя на  современный язык, это значит, что раз в неделю еврей полноценно отдыхает не только физически, он отключается от информационного шума, то есть полностью перезагружает свою психику.

Если рассуждать так, то и светскому человеку становится понятно это непреложное еврейское правило. Но как говорит Бацалель, евреев не понимают, потому что не знают во всем мире. «Быть евреем – это значит  быть битым. Но мы никогда не оправдываемся, а идем своей стезей»,- говорит молодой человек, в чьих синих глазах которого уже видна эта тысячелетняя грусть.  А может быть это только тоска от того, что он никак не может найти жену еврейку. Бацалель очень хочет, чтобы его дети были евреями, и не мучились долгие годы в поисках себя и своей идентичности.

20221012_111446.jpg 20221012_111213.jpg 20221012_110308.jpg