Надежда Венедиктова
Последние пять-шесть лет в Абхазии идет очень любопытный процесс – довольно много людей начали проявлять инициативу и заниматься новыми для себя делами. Если раньше в основном открывали кафешки, рестораны, торговые точки и отельчики разных масштабов, теперь появились более утонченные занятия – создаются модные бренды, парфюмерия на основе местных растений, организуются небольшие ярмарки самого разнообразного наполнения, проводятся сырные вечеринки при свечах, на которых презентуют свою продукцию местные сыровары, и так далее.
Буквально на днях я познакомилась со Светланой Новиковой, которая еще в советское время окончила сухумскую школу № 15, успела поступить на экономический факультет АГУ, но развал СССР и грузино-абхазская война бросила ее, как многих, в бурный водоворот разных занятий – уехав на время в Ростов, она работала то швеей, то крупье в казино, то в багетной мастерской, а потом вернулась домой и поначалу устроилась в сухумский Дом моды.
Еще работая в небольшом сухумском ателье, она начала окрашивать ткани растениями, а перед ковидом ее вдруг потянуло к самостоятельной работе, и она ушла в свободное плавание. Открыла дома небольшую мастерскую, где вручную окрашивает купленные ткани, собирая по всему городу и его окрестностям разные растения и на ходу знакомясь с ними. Иногда это занятие приводит к забавным казусам – например, в синопском парке охранник решил, что она делает закладки с наркотиками. Зато когда недоразумение выяснилось, он начал помогать ей, собирая ветки и цветы.
Меня особенно поразила атласная ткань с четким рисунком в виде крупных листьев, и здесь оказалась своя история. Когда очищали парк «Сказка» от зарослей, Светлана как раз шла мимо и увидела в куче срубленных веток выразительное незнакомое растение. Этот роскошный сорняк оказался акалифой южной, работа с которой дала изумительный результат. Конечно, все не так просто – сначала шелковый атлас вываривали в растворе старой коры яблони, и ткань несколько дней отдыхала! Затем 30 секунд полоскания в растворе сульфата железа. На обомлевшую от всех этих манипуляций натуральную ткань положили растения, прикрыв их салфетками, вымоченными в чае мохито. И вот тут начинается главное – никогда не знаешь, что получится, и ждешь сюрприза! В этот раз акалифа заткнула за пояс многие другие растения!
Светлана старается не повторяться, чтобы все время было ощущение свежего эксперимента, настоящего поиска, что придает ее жизни привкус художественной неги. Если кладешь растение живым, на ткани получается его портрет, нежно улыбаясь, замечает Светлана, значит, я создаю портретную галерею растений, которые окружают нас со всех сторон и часто остаются незамеченными. А я как бы невзначай говорю, смотрите, какие они все неповторимые и отзывчивые, надо только помочь им проявить себя.
Сейчас у нее в Инстаграме свой сайт Мастерская Клевер, товарный знак которой сделал Архип Лабахуа. Экопринт, валяние, натуральные материалы, ручная работа.
В давнее советское время родители Светланы работали в строительной сфере – отец Виталий Николаевич в Плавстройотряде № 9, который укреплял берега по всей Абхазии. В частности, в 1966 году их организация насыпала сухумские пляжи от главного причала до реки Гнилушка, привозя гравий и песок с берегов Кодора. Мама Валентина Дмитриевна работала на базе стройматериалов в Багмаране. А Светлана теперь приносит с улицы живое дыхание природы, ее изысканные цветовые решения и тончайшую графику, чтобы удержать это в натуральных тканях, которые потом придадут дополнительный шарм тем, кто в них щеголяет.