Надежда Венедиктова
Первый раз я увидела Михаила Шлигель-Мильха на круглом столе прошлой осенью – стройный, подтянутый молодой человек с живой мимикой, чуткими реакциями, двигается свободно, как танцор. Привлекательный образец светского человека. К моему изумлению оказался пастором сухумской лютеранской церкви св. Апостола Иоанна – видимо, мои представления о служителях религиозных культов устарели!
Сухум же столица, а в столицах кипит изумительное разнообразие человеческих типов, завораживающее меня богатством судеб и характеров. Звоню, договариваемся о встрече. Еще нет 10 утра, я обхожу закрытый центральный вход в церковь и тихо пробираюсь с заднего входа, слыша музыку. Пастор в полном одиночестве играет на фортепьяно, а вокруг тишина еще пустого храма.
Михаил сухумец в третьем поколении, история семьи типична для многих. Родители бабушки, обедневшие русские дворяне, бежали в Абхазию из Сумской области от голодомора начала 20-х годов. Дед из династии немцев-оружейников, переехавших в Россию на рубеже 18-19-х веков, бежал сюда же из Анапы в 1941 году, когда вышел сталинский декрет о депортации причерноморских немцев.
Здесь бабушка и дедушка встретились и, конечно, решили, что это судьба! Сухум тогда еще был небольшим, и бабушка, Таисия Павловна Почепенец, много лет, проработавшая в женской консультации, знала в лицо все женское население столицы. Дед Владимир переквалифицировался в каменщика, а также делал надгробия из гранита и камня, многие его творения на Михайловском кладбище дожили до наших дней. Мама Татьяна Владимировна Шлигель-Мильх работала педагогом русского языка и литературы, последние годы во 2-й школе.
Мы беседуем с Михаилом уже полчаса, и я постепенно убеждаюсь, что передо мной очень современный человек, много успевший к свои 37 годам. А вокруг все та же тишина и покой, мы сидим на маленькой веранде во дворе, и слабый ветер шевелит листья винограда и стекает в глубь агавы.
Михаил окончил АГУ и уже на старших курсах работал на нескольких кафедрах, занимаясь лингвистикой. Потом был бакалавриат Теологической Семинарии Евангелическо-Лютеранской церкви и учеба в РГПУ им. Герцена, где в 2018 году он защитил диссертацию «Герменевтика мифологических структур в литературе немецкого модерна (на материале произведений Новалиса и Германа Гессе).
В моем восприятии выстраивается образ человека, занятого интеллектуальной жизнью и находящегося в хорошей спортивной форме, Михаил регулярно занимается в атлетическом зале в Новом районе. Я задаю несколько вопросов, пытаясь понять, как он пришел к вере, но, как всегда, тайна сия велика есть. Видимо, мне – как убежденному атеисту – недоступны какие-то грани восприятия верующего человека. В любом случае, беседа доставляет мне удовольствие, ибо свидетельствует о взаимной терпимости – еще не так давно в исторической перспективе обе стороны гнобили друг друга, а теперь я с пониманием слушаю рассказ о немногочисленной общине, взаимопомощи и чувстве локтя, о крещении младенца, совпавшем с Рождеством. У них своя жизнь, которая незаметно и органично вливается в нашу общую.
Если рассматривать ежесекундное бытие Сухума как духовный оркестр, как полифонию личностных восприятий, то мы с собеседником вносим в нее еле слышный дуэт, в котором верующий ведет свою партию на основе божьего внимания к жизни человека, а я мысленно откликаюсь наслаждением, которое получаю от осознания реальности, не имеющей границ и равнодушной к людям. Что не лишает нас мужества и взаимопонимания…