Общественная
организация

Гули Кичба, участница двух эпох

24.07.23 10:38


Надежда Венедиктова

Гули Кичба не надо представлять широкому читателю, ее общественная известность насчитывает несколько десятилетий и не теряет свежести. Поэтому не буду описывать ее деятельность после обретения Абхазией независимости, а постараюсь кратко рассказать о первой половине ее жизни, прошедшей в СССР.


Конечно, было бы идеально читать написанные Гульнарой Михайловной мемуары, но увы… Кстати, я часто уговариваю людей старшего поколения, проживших активную жизнь, заняться этим нужным делом, но пока безрезультатно. Недавно уговаривала Вячеслава Михайловича Цугба, у которого богатый послужной список и который колоритно рассказывает, например,  о том, как он руководил в советское время устройством Дней Русской культуры в Абхазии – приезжали писатели, актеры, музыканты, и каждый из районов получал возможность пышно встречать гостей, заодно демонстрируя традиции и обычаи абхазов. 


 Но вернемся к одной из первых красавиц Абхазии, которая начала свою театральную карьеру еще в шестидесятых  годах прошлого века, сыграв в десятилетнем возрасте одного из сыновей роковой Медеи! Бурное начало – на одной сцене с Минадорой Зухба, Шарахом Пачалия, Азизом Агрба и Верой Дбар! На втором курсе Педагогического института Гули Кичба играет уже Клавдию в пьесе Виктора Розова "В день свадьбы". Ее вторая главная роль – Снегурочка в одноименной пьесе Александра Островского.


Сама Нелли Эшба уговаривает ее поступить на актерский факультет в Тбилиси, но тут неотразимая Гули выходит замуж за Сергея Тарба, брата известной поэтессы Нелли Тарба. Сергея, окончившего два солидных вуза, ленинградский и московский, и работающего помощником Управляющего курортами Пицунда, только что уволили за поддержку национально-освободительного движения абхазов – Сергей переводил туда немалые суммы денег. Заодно его исключают из партии, что в те времена равно выдаче волчьего билета, но Гули, невзирая на все это, становится женой благородного человека.


Друзья пытаются помочь Сергею и хлопочут везде, где можно, наконец влиятельный Тарас Шамба помогает ему восстановиться в КПСС. Сергей начинает строить карьеру заново, и супруги перебираются из Пицунды в Сухум. Гули поступает в Дом-музей Дмитрия Гулиа и активно работает там 22 года, встречаясь со всеми известными гостями Абхазии! Среди прочего она составляет путеводитель по дому-музею, используя слова самого Гулиа – этот изыск до сих пор не издан!


К этому времени Абхазия уже была парадной витриной социализма! Сочетание синего моря с роскошными субтропиками, белыми санаториями и рынками, заваленными фруктами и овощами, сражало наповал граждан остального СССР;  сюда возили и высоких зарубежных гостей, от Фиделя Кастро до генсеков соцлагеря.


Сергей успешно поднимается по карьерной лестнице и становится директором Сухумского холодильника. Хлебосольная супружеская чета оказывается в художественной тусовке самого высокого уровня, ибо в Абхазию едут все, кто может. Белла Ахмадулина и Евгений Евтушенко еще в середине 50-х проводят медовый месяц в Сухуме, в том числе несколько дней живут у Нелли Тарба. Со временем наезды Ахмадулиной в Абхазию становятся регулярными, и Сергей временами возит Беллу по ее делам на своей «волге», купленной у известного советского прозаика Владимира Солоухина.


В их дружеском кругу композитор Алексей Чичба, чье имя носит сейчас Сухумское музыкальное училище. Алексей дружит с семьей композитора Андрея Баланчивадзе, который получил все возможные советские награды, в том числе две Сталинских премии, был родным братом всемирно известного американского хореографа Джорджа Баланчина и имел дачу на Маяке. Кстати, колоритная история с этой дачей – когда Баланчивадзе решил ее продать, Майя Плисецкая с Родионом Щедриным хотели купить ее, ибо там был балетный станок, у которого тренировалась невестка хозяина, профессиональная балерина. Но Сергей Тарба перекупил дачу!


Среди близких соседей по даче английский и советский журналист Виктор Луи, которого считали личным агентом Юрия Андропова,  использовавшего его в тех операциях, где нужен был особый и тонкий подход.


Гули не только красива, она всегда безупречно одета и обладает легким характером, а также живым чувством юмора. Она следит за всеми литературными новинками, не пропускает театральных премьер и легко сходится с людьми. Ей удается органично сочетать роль домовитой жены и матери с ролью абхазки, гордящейся своей родиной и достойно демонстрирующей ее культуру и гостеприимство.


***

Судьба, как опытный драматург, соединяет в жизни Гули две разные эпохи, вкладывая во вторую половину войну, гибель сына, разруху и общественную работу! И Гули в каждой из них находит себе достойное место; не зря в 2008 году на Международном конгрессе матерей планеты ее награждают медалью "Золотое сердце" за большой вклад в реализацию программ по защите материнства и детства, по возвышению статуса и социальной роли женщины-матери. Марина Эшба создает ее скульптурный портрет в бронзе, Руслан Габлиа пишет ее портрет в романтической манере.


А под конец краткая история. Несколько лет назад на Лечкопском плато раскопали братское захоронение погибших абхазских бойцов. В тот день, когда родителей допустили, чтобы они попытались найти своих сыновей, туда пошел Сергей, Гули не нашла в себе сил, чтобы искать в груде тел своего первенца. Когда Сергей вернулся, на нем не было лица. На немой вопрос жены он ответил: «Мне показалось, что я узнал нашего сына, но какая-то женщина припала к телу раньше меня, гладила и шептала нежные слова. Я не смог разрушить ее надежду…»


Автор картины:Руслан Габлия