Общественная
организация

Приобретение знаний – интригующе прекрасно!

12.06.23 16:26

Надежда Венедиктова

Нина Балаева, первый зам. Гендиректора Русдрама по творческим вопросам, известный человек. Одно перечисление свидетельств официального признания занимает несколько строк – медаль РА «За отвагу,  «Орден Дружбы» РФ, «Заслуженный работник культуры Республики Абхазия», "Заслуженный артист Республики Абхазия". При непосредственном участии Нины Сухумский ТЮЗ, созданный в 1981 году, за три десятка лет превратился из неуклюжего птенца в роскошного лебедя со звучным названием Русдрам.

А сейчас попробуем заглянуть за видимую всем сцену ее жизни в уединенную творческую лабораторию личности, ибо сама Нина считает себя отшельником.

Да, как ни странно слышать это от активного человека, большую часть времени проводившего в окружении людей, и, к тому же, зачастую руководящего ими, Нина искренне и органично ощущает себя отшельником.

Конечно, сокровенная тайна самоощущения не поддается полной расшифровке, но можно деликатно протоптать тропу хотя бы на опушку тропического леса, которым является каждая личность.

И естественно начать с детства, откуда мы все родом.

Нина родилась и выросла в загадочном бермудском треугольнике Маяка, где был расположен гидрофизический институт – замкнутый мирок научного городка, где в лабораториях проводились эксперименты, использовавшиеся при мониторинге Чёрного моря гидроакустическими методами.  Активные молодые родители, разнообразившие академическую жизнь походами в горы, капустниками, розыгрышами, общая атмосфера  увлеченности наукой.

Между домом и морем была огромная поляна, сбоку которой возвышался маяк, изготовленный во Франции и установленный еще в 1861 году, прообраз старинного замка из сказок. Дети сотрудников играли на этой поляне, откуда были видны горы и безбрежная гладь моря, расширявшие взгляд – этот мир казался естественным и единственным, и девочка думала, что вокруг все то же самое.

Но 12-я школа, стоявшая на границе города, где учились дети со всего района, вывела девочку в более суматошную жизнь, продемонстрировав разнообразие персонажей.

Театром Нина заразилась на просмотре самого романтичного фильма 60-х годов прошлого века «Ромео и Джульетта». Завораживающая атмосфера юной любви в средневековом городе, закончившаяся смертью, привела ее в Дом пионеров на набережной, где был бальный зал с арочными проемами для верхних лож, переделанный в зрительный. Так она познакомилась с Сухумом, поразившим ее изысками архитектурной старины, которые встречались и на улицах старинного центра.

В 1981 году в ее жизнь вошел Сухумский ТЮЗ, в котором она успела поработать почти на всех должностях, воспринимая их как роли непрерывного спектакля, переплетающегося с ее жизнью.

Потом она училась в Москве, на театроведческом факультете ГИТИСа по специальности «Театральная критика», где было несколько изумительных педагогов, открывших ей, что приобретение знаний и умений может быть интригующе прекрасным! После насыщенной культурной жизни Нина возвращалась домой самолетом – спускалась по трапу в напоенный ароматами сухумский воздух, ехала мимо холмов, и естественная гармония ландшафта органично пропитывала полученные вдалеке знания.

Война разрушила движение театра вперед, и Нина ушла медсестрой на фронт, чтобы вернуть нормальную жизнь, в которой не убивают, а открывают другому лучшее, что в тебе есть. Чуть оглядевшись в послевоенной разрухе, она взяла на себя ответственность за фактическое и юридическое восстановление Русского театра в Абхазии – так выхаживают близкого человека, возвращая ему дыхание и силы.

Уже в 1995-м по ее инициативе при театре была создана Высшая театральная студия, откуда вышел основной костяк коллектива, возродивший полноценную театральную деятельность. Сама Нина не переставала учиться и в 2005 году окончила ИДПО МГУКИ по специальности «Режиссура драмы».

Сочетая эмоциональность, хладнокровие и интуицию с профессиональной выучкой, Нина поддерживала в коллективе ощущение сакральности происходящего – именно это помогает выживать в самые трудные моменты. Нынешний РУСДРАМ добавил этой сакральности блеска и движения.  

Театр – это моя келья, мой скит, говорит Нина, это главный инструмент, позволивший наполнить жизнь опытом в постоянной лаборатории разнообразных ситуаций, характеров, поступков. Я была человеком неуверенным и комплексующим, а театр превратил меня в стойкого отшельника с улыбкой профессионала.

Можно предположить, что отшельник Нины Балаевой – это потаенная благоуханнейшая часть существа, настоянная, как первоклассный бальзам на травах, на лучших моментах ее жизни, затягивающая глубина которых не поддается внешнему высказыванию.