В ГОСТЯХ У ВИКИ ДУМАВА ХУДОЖНИК БАТАЛ ДЖОПУА
Батал, как Вы начали рисовать?
- В детстве у нас было коллективное творчество в селе Аймара. Мы с друзьями и сестрами брали лопаты, шли на берег реки искали холмик и потом из этого холмика вырезали скульптуру женщины, точнее ее лежащий силуэт. Это первое, что я запомнил, потому что мы сделали такую скульптуру мамы. А рисовать я начал под влиянием своего двоюродного брата Ромы Авидзба в Гудауте. Он занимается керамикой, преподает в школе. Весь его дом был увешан его работами. Он работал очень интересно: брал разный шпон, разные породы дерева и, склеивая их, создавал картины. Но перед этим он тщательно рисовал, готовил эскизы. В материалах недостатка не было, его отец, Арзамет, приносил нам бумагу, карандаши, резинки. Я в зимние каникулы бывал у них, и вот так вокруг печки буржуйки мы начинали рисовать. Рисовали индейцев, абреков, лошадей, собак, вот так здорово проводили время. Мне это так понравилось, что я стал рисовать непрерывно, что было замечено моими родителями. Они начали мне помогать и позже уже повели в художественную школу. Но до нее были музыкальная, спортивная. Из музыкальной просто сбежал, хотя если умел бы играть, было бы здорово.
Как сегодня рождаются замыслы или образы картин?
- По-разному. Это может быть случай, а, может, и запланированное действие. Если у тебя есть накопленный и осмысленный жизненный опыт, какие-то эмоции, то это все складывается в общую картину, части которой и становятся идеями для будущей работы. Бывает другое: когда ты один на один с природой и твоя задача передать, что ты видишь на некой эмоциональной волне. Очень важная часть художника - это умение видеть. Если ты как художник не можешь увидеть, что отобразить и не можешь выразить на холсте или бумаге, значит ты не точен в образах. Значит, не увидел, как мастер, не готов, твоя рука, глаза и все чувства не сосредоточены на кончике карандаша или кисти. Художник обязан быть очень точным и острым в передаче той, или иной темы. Потому большая часть людей выстреливают в некоем зрелом возрасте, ведь они уже что-то пережили и накопили профессиональный опыт.
А профессиональные навыки, мастерство крайне необходимы художнику. Очень трудно поймать грань между мастерством и действительным творческим актом. Взять, к примеру, актеров абхазского театра, Кесоу Хагба, Рома Сабуа, Леонид Авидзба, они выходили на сцену и играли свои великолепные роли. Как они это делали, на вдохновении то есть когда они на самом деле, искренне переживают, или когда он просто мастерски повторяет все эмоции которые на репетициях вырабатывали? Ведь играть одну и ту же роль (и хорошо играть!) на вдохновении сотни раз невозможно. Вот тут и нужно мастерство, профессионализм. Хотя, может, актеры со мной поспорят, но считаю так, потому что мастерство - это нужная часть, без него нельзя. Творчество отчасти - высокое ремесло. Мы же поражаемся греческим вазам, скульптурам, а это ремесло - скульптуры, которые делались в разных частях страны и у разных мастеров и потом по шаблону собирались. Мы же поражаемся этому. А это высшая форма мастерства, а это уже акт творческий, грань негде провести.
Скажите, а Вам нужен стимулятор вдохновения, атмосфера для творчества? Или это не так важно, ибо внутренний мир художника все время с ним?
- Раздражитель нужен обязательно. Не знаю, какой он будет - положительный или отрицательный. Это может быть музыка, женщина, гроза, война, хорошая книга. Это может быть глубокая любовь, ненависть, просто очень хорошее настроение, запах духов или цветов. Но не каждая тема, которая трогает душу, может лечь на холст или на бумагу.
Сейчас часто говорят, что мы живем в непростое время и что наше Апсуара - наш кодекс поведения, то, что нас отличало и отличает, теряется в современной жизни. Вы согласны с этим?
- Согласен. Кодекс Апсуара не писан, а раз не писан, значит, он уходит вместе с его носителями. Старцы, серьезные люди, которые жили по этим правилам, руководствовались Апсуара. С их смертью уходит пример для подражания. Что нужно сделать ? Зафиксировать, конечно, что такое Апсуара. Я помню до войны или после войны долгие философские разговоры об Апсуара, но никто так и не написал. Петр Первый, чтобы изменить общество, написал, как вести себя людям. Нам нужно зафиксировать этикет, ведь есть и знатоки, и этнографические материалы, собранные нашими учеными, институтами. Нужно просто издать свод правил, как вести себя в разных ситуациях: на улице, в гостях, на свадьбе, похоронах, на войне и тд…
Поговорим о войне. Война глазами художника она какая? «Мы погибли бы, если бы не погибали», - эти слова Фемистокла повторял Мушьни Хварцкия. Как Вы думаете, наша с Вами жизнь доказывает правоту этих слов?
- Я глазами художника редко смотрел на войну, но кое-что запомнилось навсегда. Один раз мы с Арзадином Агрба ехали в Эшере и был красивый закат, пальмы, здания, дорога вниз, а море было одного цвета с небом. Невообразимая красота. Я тогда эту картину увидел, но и вот после войны никак туда не добрался, чтобы написать этюд. Видимо, я еще не готов. И еще в марте 1993- го я вертолетом летел из Ткуарчала в Гудауту. Над лыхненским поворотом увидел, как разгружали гробы с телами погибших с поезда покрашенного в красный цвет. Так появилась картина «Красный поезд». Она у меня в разных видах есть, но все же это не то, что я видел…
Что касается слов Фемистокла, то я не люблю эти слова, в них некая патетика. Людям нужна была эта патетика, потому Мушьни это говорил. Но он сам не любил патетику. Наша задача была не погибнуть самому, но убить врага.
Вы сняли фильм "Фронт восходящего солнца ", как считаете, что Вам в нем особенно удалось? Какую цель Вы ставили перед собой?
- Одной из главных целей было - рассказать грузинам, как это было на самом деле, чтобы перестали заблуждаться и выдумывать всякие истории про то, что абхазы кукурузу тохали, а русские за нас воевали. Исходя из этого, был подобран материал и развернут подробно в хронологическом порядке. Предъявлены документы, радиопереговоры, приказы, криптограммы, допросы пленных, схемы боев. Мы этот фильм выложили в интернет. Я также постарался передать в Грузию несколько дисков - в ответ или мат или тишина. Многое не удалось, сказать о народе, о крестьянах, о медиках, работниках тыла. Они нас спасли, крестьяне нас выручили, столько они выдержали! Я вообще считаю, что крестьянские сыновья победили. Было бы здорово, если кто-нибудь сделает такой фильм про Гумисту, ведь сколько ребят погибло, штурмуя Сухум. Пять раз штурмовали, и зимой и летом, с огромными потерями, с такими усилиями, и, наконец, такой триумф! Неужели, это вот так просто пройдет? Все основные действия проходили на Гумисте. Без нас Гумиста бы выжила, а мы без нее нет, все же окружение полное было.
Что Вам помогало перейти к мирной жизни, ведь война - тяжелейшее напряжение, особенно для творческой натуры художника?
- К мирной жизни мы так и не перешли. Почти лет 15 реальной мирной жизни для нас не было, во всяком случае у меня. Постоянно ездили на учения, вылазки были, писали устройство абхазской армии, работали на министерство обороны.
Над чем сейчас работаете?
- Очень хочу картины написать к произведению Баграта Шинкуба «Последний из ушедших». Вот только не могу найти язык написания. Удивительно сколько символики в таком произведении. Еще есть одна тема о становлении абхазского царства. И хочу одну реальную военную тему войны - написать бой так, чтобы картина попала в учебники. Это все связано с финансами. Художникам туго, материалы стали дико дорогие.
А что любит делать художник в свободное время?
- Люблю смотреть сайты для художников, там много интересного нахожу, люблю играть в игры на компьютере, делаю луки и стрелы, стреляю, читаю книги. Люблю общение на профессиональную тему, но у нас с этим туго. Сегодня, к сожалению, мне доступно общение с очень узким кругом людей.
Каким Вы хотите, чтобы Вас запомнили?
- Хочу, чтобы запомнили мои картины.
Вика Думава. Живет в Сухуме. Мечтает написать книгу об интересных современниках.
Нравится |