В ГОСТЯХ У ВИКИ ДУМАВА ХУДОЖНИК И СКУЛЬПТОР РУСЛАН ПАНДАРИЯ
Руслан, вы художник, скульптор, что побуждает вас творить?
- Я с детства работаю с деревом и с камнем. У нас на каждом шагу леса, очень красивая древесина, корни, в том числе и те, что море выбрасывает на берег. Мир здесь необычайный – это и побуждает творить. В Новый Афон стремятся и отдыхающие, и паломники. Здесь древняя столица Абхазии –Анакопия. Я недавно предложил нашей администрации назвать одну из улиц Афона именем царя Леона, который объединил Абхазское царство в средние века. Тогда у нас было сильное государство, и Абхазия граничила с Арменией. В тот период было много построено христианских храмов. Бывает, я поднимаюсь на Анакопию. Там такое ощущение, что с каждого камня смотрят образы прошлого. Вот это все побуждает творить…
Какая была Ваша первая работа?
- Мы вместе с Гиви Смыр начинали. Уходили в горы, а потом сбегали к морю. Оно в тот период не было защищено волнорезом, и там выходила очень хорошая глина - мягкая, податливая.
Мы лепили фигуры, лица. Это было хорошее начало для обучения ремеслу. Чтобы стать художником, нужно многие этапы пройти, в том числе научиться работать с материалом. Вот этот процесс в дальнейшем очень много чего дал мне и в скульптуре, и в живописи.
Сейчас кризис. Люди больше думают, как выжить. Есть ли в такое время потребность в искусстве, как считаете?
- Мы находимся в переходном периоде. Вошли в стадию дикого капитализма, взаимоотношения между людьми очень странные. Раньше у абхазов не было большой разницы между богатыми и бедными, сейчас все изменилось. Эта тенденция тревожная для нашего народа. Я бы сказал, что в такой ситуации даже просто жить полноценной жизнью трудно. Духовные ценности утрачивают влияние в обществе. Люди творчества, интеллигенция должны эту ситуацию показывать. Серьезная потребность именно в этом сейчас, ведь то, что сегодня заложим, прорастет через какое-то время .
Бытует мнение, что сейчас время китча, и рынок одержал победу над искусством. Как вы это прокомментируете?
- Я очень долго жил при социалистической системе, и тогда художники часто, вопреки своему внутреннему и духовному состоянию, шли на компромиссы. Нужно было обязательно затронуть какую-то партийную тему, нарисовать руководителя государства. Но в любой период, все зависит от человека. И тогда были люди, не шедшие на компромиссы. Я бы сказал, что и сейчас есть противостояние, но не все идут на компромиссы и работают под диктовку рынка.
Насколько вам важна оценка ваших работ со стороны. Когда вас не понимают, что делаете?
- Художник, если честно говорить, для кого работает? Для людей. Если нет оценки общества, творчество тускнеет, становится более замкнутым. У нас сейчас художники национального характера, к сожалению, мало востребованы. Это большой минус. Я в прошлом году на Рице выставлял художественные работы, делая акцент в сюжетах на национальные легенды. И это оказалось очень востребованным. Во всех популярных местах Абхазии должен чувствоваться «местный дух». Люди должны видеть нашу культуру, нужно делать групповые выставки национальных художников, которые могут передать культуру народа. А когда не понимают мои работы, а такое часто бывает, я отношусь к этому очень спокойно. У каждого свое мнение.
Что для вас главное в искусстве?
- Остаться самим собой, в таком состоянии, в котором ты чувствуешь окружающий мир и пульсацию времени. Как-то мне предлагали сделать такую форму, которая мне не нравилась, но можно было заработать. Я отказался. Вот это состояние должно быть. А муза, она какая? Пойдешь на компромиссы - в конечном итоге, останешься без ничего.
Есть ли у вас идеалы в живописи, скульптуре?
- Это великие художники эпохи Возрождения - Тициан, Рембрандт, Леонардо да Винчи, Микеланджело, а также Гоген и Роден. Но основа для меня – наша природа. Она - главный учитель для любого творческого человека
Вы пишите женщин, ваяете их в скульптуре, а красивая женщина, она какая?
- У меня очень много сюжетов, связанных с героикой, с домашним очагом. Это все впечатления детства – мои тетушки, какие они были красивые у очага, когда они варили мамалыгу, вышивали, играли на гитаре. Когда я вижу, как в Чечне женщины носят национальный костюм, в платке с национальным орнаментом, я восхищаюсь. Почему у нас в Абхазии эта культура осталась в прошлом? А еще женщина для меня символ материнства. Я очень много работаю с этой темой. Женщина, я бы сказал, хранительница еще более глубинного – хранительница чистых родников, лесов и гор. Она - хранительница природы.
Вы прошли войну. Как война отразилась на творчестве?
- Пришлось «хлебнуть из этой чаши»… Художники тяжело переживают эту ситуацию, ведь когда «пушки гремят, музы молчат». Я помню глубокую ночь, когда я на командном пункте (у меня была должность наблюдателя) по рации идут волны одна – абхазская, другая - грузинская. Идет перебранка. Я включился и сказал: «Хоть эфир оставьте чистым». И тут тишина возникла необыкновенная. Потом снова началось, танки пушки… Оставаться в стороне ни в коем случае нельзя было. Много здоровья, нервов осталось на войне, сейчас как раз все это состояние выплывает. У меня было очень много эскизов и рисунков, о том, что пережито. Я еще много буду работать над воплощением этой темы и в металле, и в керамике.
Не секрет, что наше общество разобщено, что может его консолидировать?
- Это очень важный вопрос. После Владислава Григорьевича у нас что-то пошло не так. Лидеры, которые вышли из советского периода, должны уже скоро уйти. Должны появиться молодые, образованные интеллектуалы, которые могут помирить людей. Я думаю, спустя какое-то время такие люди у нас появятся. Только в единстве наша сила.
За что вы больше всего благодарны в жизни?
- Я благодарен своим родителям, за то что дали мне жизнь и то что они дали мне возможность работать творчески. Мы все - жители Афона, правда, мама моя родом из Одессы
Ваши пожелания нашим читателям...
- Мы должны это сложный период пройти, не падая духом. Хочу, чтобы каждый что-то делал на своем месте - можно дерево посадить, можно помощь оказать близким, родственникам, друзьям. Важно оставаться добрым человеком, хорошим семьянином. И все это успокоит общество и даст возможность смотреть с оптимизмом в будущее.
Фото Кирила Кузьмина
Вика Думава. Живет в Сухуме. Мечтает написать книгу об интересных современниках.
Нравится |