Вуди Аллен остается верен себе
Артур Гагулия рецензирует фильм «Иррациональный человек».
После длительных скитаний по просторам любимого жанра остроумной комедии Вуди Аллен в третий раз в карьере сделал паузу и выдал остросюжетный детектив про непростые человеческие отношения "Иррациональный человек".
Про кинематографический статус самого знаменитого еврея Нью-Йорка и говорить не стоит - великий режиссёр давно уже покрыл себя славой. Богатая фильмография позволяет ему почивать на лаврах и ограничиваться лишь продюсерскими качествами в минуты посещения музы, однако Аллен предпочитает не бросать любимое ремесло и на девятом десятке продолжает ставить картины практически каждый год.
Главный герой фильма "Иррациональный человек" - знаменитый в учёных кругах профессор философии Эйб Лукас переезжает в новый город для преподавания в местном университете. Судьба у Эйба непростая, его преследуют депрессия, кризис среднего возраста и трудности с алкоголем.
На новом месте Лукаса с нетерпением ждут все преподавательницы женского пола в надежде на романтические отношения. Жизнь профессора кардинально меняется после знакомства с одной из его студенток. Эмоциональная и жизнерадостная девушка вносит новые краски в серую жизнь Эйба. В один день он становится невольным слушателем странного разговора, который полностью меняет его бытие и заставляет действовать абсолютно не рационально...
С "Иррациональным человеком" Вуди Аллен возвращается к середине нулевых, когда на экраны вышли его нетипичные картины "Матч Поинт" и "Мечта Кассандры". Эти две работы недвусмысленно дали понять, что режиссёр Аллен способен на гораздо большее, чем конвейером выпускать легкое, романтическое кино. Драмы и триллеры с трагическими и непредсказуемыми концовками удались Вуди Аллену ничуть не хуже, чем Брайану Де Пальма или Мартину Скорсезе, давно сделавших себе имя в жанре.
Хоакин Феникс, сыгравший главную роль в фильме, превзошел сам себя. Обвисший живот подчеркнул готовность артиста жертвовать внешним видом для достижения подлинного эффекта натуралистичности, а выражение лица, выражающее всю скорбь мира, позволило ему продемонстрировать изменчивость человеческой натуры и способность непростой личности подстраиваться под жизненные перепетии. Потрясающей красоты пейзажи фильма чередуются с фактурными лицами героев, создавая авторский микс, увлекающий зрителей, и не позволяющий отвлечься от картины, несмотря на порой провисающий сюжет.
Найдутся те, кто обвинит Вуди Аллена в самоповторе и вторичности (под конец действительно возникает ощущение недосказанности и тайны), но фильм позволяет в полной мере насладиться истинным творчеством именитого режиссёра и задуматься над собственным существованием, над силой случая и его последствиях.Нравится |