НАДО РАСШИРЯТЬ ПРЕДЕЛЫ ВИДЕНИЯ
Друзья, хотим познакомить вас с нашим соотечественником. Работы художника Ахры Аджинджал сегодня находятся во многих музеях и частных коллекциях. С 1991 года было проведено более 50 персональных и групповых выставок в Москве, Абхазии, Украине, Греции, Италии, Польше, Швейцарии и др. Живет в Киеве.
Ахра, Вы давно живете в Киеве? Когда вы уехали из Абхазии? Почему?
- В Киев я переехал в 1993 году. Почему Киев, Украина? Тут все просто: моя жена Ирина - киевлянка. Поженились мы в 90-м, через год родился наш сын Фазиль, в 92-м, за два месяца до войны, я привез их в Абхазию, собирались там жить. Как-то обустроились в Новом районе. Я работал в журнале "Апсны аказара", вернулся к живописи, выставлялся немного, что-то продавал и неплохо... А потом война. Спустя неделю после начала войны, Ире с ребенком, каким-то чудом через аэродром в Бомборах удалось вылететь в Клин. Оттуда, не без проблем, приехала в Киев. Я же остался в Гудауте. Потом периодически наезжал к ним, было тяжело, очень тяжело... Не особо хочется это вспоминать.
На вашей странице указано, что вы историк. Как вы стали художником? Где этому учились?
- Не совсем так. Я учился на искусствоведческом отделении исторического факультета МГУ. По диплому я искусствовед. В Абхазии я писал много. У меня достаточно публикаций, но, если честно, мне это не доставляло особого наслаждения. Писал по принципу "надо", "попросили", "не откажешь". Пишу я плохо и неинтересно, я до сих пор думаю, что занимался "искусственным искусствознанием". Поэтому в какой-то момент решил, что возврата к этому не будет, буду "молчащим искусствоведом". Многие, особенно мои земляки-художники, на это обижались. Некоторые говорили прямо: "Как же так, кто опишет наши деяния, что же ты себя художником возомнил?" Но это мое решение. Тут ничего не поделаешь, надо заниматься тем, от чего ты получаешь удовольствие. Хотя профессия искусствоведа мне дает определенное видение в своем и чужом творчестве. Могу иногда отстраненно посмотреть на себя, отличить плохое от хорошего, хорошее от очень хорошего, выстроить некий контекст, очертить пределы интересов и т.д.
Как стал художником? В детстве еще решил, рисовал все время, получал от этого наслаждение, извел много бумаги. Должна быть в этом потребность, эта как стихия, в которую погружаешься добровольно, это когда ты наполнен чем-то неосязаемым и хочешь (как умеешь, естественно) это овеществить. Ну, и потом, я учился этому в Сухумском художественном училище, так что немного грамотен. Конечно, учусь до сих пор, считаю, что надо расширять пределы видения, смотреть, впитывать, размышлять, пробовать себя в разных техниках. Чувство удовлетворенности замечательно, но в пределах одной работы. И при периодах кризиса и застоя, что неизбежно, надо выходить оттуда на иной качественной уровень.
Вы занимаетесь исключительно творчеством? Или есть и другие занятия, работа?
- С 93-го года – да. Я нигде не служу, не работаю ни на какой другой работе кроме как в мастерской. Давно об этом мечтал, этого сильно хотел. Слава Богу, мое "художество" кормит меня и мою семью, иногда случается помочь еще кому-то. Тут важно понимать, где границы твоих потребностей, что первично, что не столь важно. Бывает сложно, конечно, но ни разу еще не жалел о выбранной профессии. У моего отца есть любимая поговорка: «Тот, Кто разрезал нам рот, Тот что-то съедобное туда и положит». А вообще, мне повезло с людьми, поверившими в меня, как в художника. Например, вот уже более 25 лет, я сотрудничаю с известным коллекционером и меценатом Иваном Павловичем Кардашиди. Он организовал множество моих выставок в разных странах, постоянно следит за тем, что я делаю, помогает, дает мне стабильность. Здесь же в Киеве есть замечательные друзья, которые всегда выручат, помогут, есть галеристы, коллекционеры, которые меня знают.
Чем вы живете? Что служит вам источником вдохновения сегодня?
- Творчеством и живу, хоть это несколько пафосно, конечно. Просто это уже такое налаженное бытие: дом-мастерская-выставки-общение. Ну и семья, конечно. Друзья, само собой. Еще вот, Фейсбук, как часть жизни. Особенно тот сегмент, где есть общение с коллегами, смотрю чужое, показываю свое. Там у меня отдельная страница по искусству 20 века - GRAND ARTIST. Нахожу и показываю известные и не очень работы огромного количества художников. Восполняю пробелы в образовании, меня это увлекает и вдохновляет. Смотрю много и разное. Это как-то организовывает меня, держит в тонусе и показывает ходы-выходы.
Вы участник многих выставок, у вас было много персональных выставок, вам не тесно в Киеве? Как вы себя ощущаете в этом городе, в этой стране?
- Нет не тесно, нигде не тесно. Тут ведь как? Зависит, на что ты отзываешься, и как что-то в тебе отзывается. Есть данность, тебе выбирать - что твое, а что чужое. Есть внутренние пределы, тебе решать, чем их заполнить. Имею возможность выставляться в Киеве, ну, и замечательно. И в других городах, в других странах - тоже хорошо. Выставки, их количество не самоцель. Важно чтобы в какой-то период времени, ты был готов встретить зрителя чем-то интересным, да и обозреть себя в пространстве, тоже нужно. Каждая выставка - это маленький, но шаг вперед.
В Киеве замечательно. Нравится мне этот город своей теплотой, своим "человеческим измерением" что-ли. Город отзывается тебе, город замечает тебя, ты с ним одно целое - это важно. Для меня город - это не архитектура и не «зелень-шмелень» парков и скверов, хотя с этим в Киеве все нормально, а прежде всего, люди, которые формируют лицо города. В этом смысле, Киев всегда улыбчив и приветлив, не злой и не озабоченный. Даже в тяжкие моменты. Здесь чувствуется дух свободы, хоть иной раз с перехлестом, но лучше этот свадебный перехлест, чем кладбищенская тишь да гладь. Киев, как и вся Украина, переживает тяжелые, драматические страницы, но, уверен, что все идет к добру. Тут я верю Писанию: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем».
Как часто вы бываете в Абхазии?
-Стараюсь по возможности каждый год, хотя в последнее время это проблематично. Очень надеюсь, что такая возможность появится вновь. Сильно скучаю по своим в Абхазии. Слава Богу, хоть по телефону можно связаться.
Вы интересуетесь тем, что происходит в художественной жизни у нас? Есть ли какие-то положительные тенденции в Абхазии, которые вы могли бы отметить?
- Интересуюсь, конечно. Когда приезжал, ходил на выставки, общался с художниками. Меня немного смущает, что многие талантливые ребята не работают в полную силу, хотя понимаю, что отвлекающих моментов там много. Потенциал хороший, есть молодые и дерзкие. Я вижу, что Адгур Дзидзария и другие пытаются формировать вокруг себя некую площадку для общения и вовлечения молодых в современный контекст искусства, что, конечно, хорошо и необходимо. Все это я пока наблюдаю издалека и фрагментарно, но думаю, что хорошая "движуха" там присутствует.
Вы в курсе того, что сегодня происходит в мировом искусстве. Кто из художников вам интересен? Чье творчество вам любопытно и почему?
- Тут я слежу в основном за тем, что мне близко. Я как-то в шутку назвал себя и своих близких друзей "художниками традиционной ориентации", то есть те, кто опираются на традиции, на школу, на преемственность. При этом я лично не отрицаю никакие новейшие течения, просто это не совсем мое, хотя и там бывают любопытные вещи. Ну, а такие гиганты как Кифер, Рихтер, Ходжкин или Шон Скалли, мне всегда интересны. Много хороших ребят со всего мира в том же Фейсбуке, сильная украинская школа живописи и т.д.
Насколько вам интересно сегодня сделать персональную выставку в Абхазии? И насколько это вообще реально?
- Сложный вопрос... Возвращаться домой всегда интересно и полезно, да и художнику это почетно, но тут много нюансов. Технически это не так просто, особенно в последнее время. Психологически - непонятно, некомфортно. Почему? Из более чем сотни моих фейсбучных зрителей абхазского сегмента, в "строю" остались единицы. Куда-то исчезли даже художники, хотя я потратил немало сил и времени для ознакомления своей аудитории с их работами. Вот и не знаю, кто мой зритель, насколько ему это интересно? Справедливости ради надо сказать, что было у меня уже несколько предложений от хороших людей, но, видимо, еще не время. Может, созреем еще... Верю, что созреем. До встречи.
Нравится |