ЭСМА ДЖЕНИА: «Сегодня мы пытаемся возродить подлинное назначение филармонии...»
Эсма, как вы сами оцениваете прошедший сезон?
- Сезон был, действительно, очень интенсивным и интересным. Можно сказать, концерты на любой вкус. Некоторые концерты вызывали безудержный интерес у зрителей, порою даже – нездоровый ажиотаж. Другие проходили при более спокойной и сдержанной реакции аудитории. При чем «градус» интереса аудитории не всегда находился в прямой зависимости от качества продукта и уровня мастерства. Понятно, что лучше посещаются концерты хорошо разрекламированные. Не возникает проблем и с заполняемостью залов на концерты очень популярных артистов.
В сознании большинства Филармония – это концертный зал. Не могли бы вы пояснить, что сегодня вмещает в себя понятие «Абхазская Филармония»?
- Сегодня мы пытаемся возродить подлинное назначение филармонии как учреждения, инициирующего организацию концертов с участием своих штатных артистов и коллективов, а также приглашенных музыкантов. Основной целью филармонических концертов является популяризация музыкального искусства. И, кстати, понятие «музыкального искусства» совсем не ограничивается только академической музыкой.
С начала 2015 г. и вплоть до закрытия сезона мы провели шесть концертов с участием своих и приезжих музыкантов. В этом сезоне филармония, обратившись к старой традиции проведения закрытий сезонов, устроила общий концерт солистов.
После войны ввиду известных всем объективных причин (разрушенная материально-техническая база, политическая и финансовая несостоятельность, разорванные межгосударственные культурные связи, да и внутри республики не всегда было ясно кто и за что отвечает) филармония большей частью использовалась как концертный зал, нередко как конференц-зал, кинотеатр, чуть ли не досуговый клуб - какой только формат, какие только безобразные одеяния не примеряли на нее! В те годы это можно было понять и простить, учитывая, что тогда в первые послевоенные годы филармония, возможно, было одним из редких сооружений с сохранившимися стенами и кровлей. К счастью, в стране многое изменилось за эти годы, только вот по отношению к филармонии ситуация меняется медленней, чем хотелось бы. Но мы не теряем надежды и не опускаем рук!
Кто сегодня солисты Филармонии?
На фото Эсма Джениа, Нана Черкезия, Кристина Эшба, Асида Шакая, Гулиза Авидзба, Лука Гаделия, Нинель Бжания, Манана Шамба и Альдона Цкуа
- В филармонии есть замечательный штат солистов разных поколений: народные артисты Абхазии Алла Отырба (ф-но), Тото Аджапуа (тенор), Марина Шамба (орган), Манана Шамба( сопрано),; засл.арт. РА – Нинель Бжания (ф-но), Родион Хагба (тенор), Асида Шакая (сопрано). Еще в нашем штате замечательные музыканты Гулиза Авидзба (ф-но, клавесин), Лука Гаделия (орган), Кристина Эшба (сопрано) и Нана Черкезия (сопрано). Есть и прославленные коллективы – ВИА «Гунда» (худ.рук-ль Роза Чамагуа) и ВИА «Апсны» (экс-«Апсны-67», худ.рук-ль Нодар Сагария).
На фото Кристина Эшба (сопрано) и Лука Гаделия (орган)
Еще множество молодых исполнителей выстроилось в очередь и «стучатся в двери нашей филармонии» – это прекрасные «плоды» того бурного интереса к вокальному искусству в послевоенное время, который был подстегнут успехом наших примадонн оперной сцены - Хиблы Герзмава и Алисы Гицба. Ребята выросли, отучились и ждут предложений. Но…. Пока мы ничего не можем им предложить. Вот если б была оперная студия. А ведь такой ситуации, когда практически одновременно из консерваторий выпускается достаточное для создания оперной студии количество ребят с разным типом певческих голосов, может не повториться. Уже, если внимательно проанализировать количество студентов в музучилище, ясно, что учиться пению вызывается не так много желающих.
Летом прошел замечательный концерт солистов. Скажите, на такие концерты сложно собирать публику?
- Вообще, на концерты классической музыки собирать людей очень сложно. Если только это не звезды мировой величины. К сожалению, публику просвещенную за послевоенное время мы растеряли, а новую - воспитать еще не успели. Ведь чем отличается слушатель, поклонник концертов классической музыки от посетителя любых других, скажем эстрадных концертов? Слушатель эстрадных, развлекательных концертов приходит в зал, чтобы отвлечься от своих проблем и в прямом смысле совсем ни о чем не думать. Это своего рода психологическая разрядка. На мой взгляд, это такая таблеточка кратковременного действия. А от меломанов, поклонников классической музыки требуется мобилизация их собственных интеллектуальных и творческих ресурсов.
А это определенная работа, которую сложно выполнить без опоры на некий культурный базис, без знаний о литературе, живописи, истории, философии. И чем опытней слушатель, тем сильней и уверенней он противостоит жизненным неурядицам. Это тренировка души и сердца, говоря современным языком, очищение их от шлаков и негатива. И мы, к счастью, имеем какое-то количество настоящих меломанов и ценителей высокого искусства, наших постоянных слушателей. Но все ж мечтаем об увеличении числа просвещенной публики. И здесь нам в помощь должны прийти родители и педагоги общеобразовательных и музыкальных школ.
Наша публика ходит на громкие имена. Часто бывают очень качественные концерты, но когда музыканты малоизвестны, зал не заполнен. Как думаете работать с этим?
- Публика ленива. Или, может, нерешительна, неуверенна. Она не готова составлять свое собственное суждение об артисте (ведь для этого нужны опыт и специфические знания). Лучше положиться на мнение журналистов, на рейтинги, хит-парады и тому подобное. А как с этим работать, как менять ситуацию? Ну, вот это как раз из области «воспитания аудитории». Начинать надо с «младых ногтей». Со школ, специальных программ, абонементов для детей с обязательным сопровождением концерта лектором. Процесс этот длительный, но самый верный.
На фото Эсма Джениа, Любовь Молина (контральто), Давид Терзян (дирижер), Нана Черкезия (сопрано)
Какие проблемы стоят перед Абхазской Филармонией?
- Проблемы есть, как и у всех. Но все они разрешимы, и мы уже активно работаем для их разрешения и даже находим поддержку. Тут еще дело в том, что состояние дел в музыкальном искусстве требует определенных стратегически важных решений. Все музыкальные учреждения взаимосвязаны: учебные – творческие-концертные. Невозможно, скажем, решить все наши филармонические проблемы, но не помочь оркестру (а что ж тогда будет звучать в филармонии?) или музыкальному училищу, которое для нас в Абхазии является главной кузницей кадров в музыкальной сфере. Это - наша консерватория. Из музыкального училища выпускаются будущие педагоги музыки, будущие артисты капеллы и оркестра. И если не поддержать музучилище, которое сейчас в бедственном положении, то тогда просто остановится приток молодых специалистов, а это чревато катастрофой.
В преддверии 85-летнего юбилея нашего музучилища хочется еще раз восхититься мудростью и дальновидностью Нестора Лакобы, по инициативе которого в те непростые времена (а это 1930 г.) было создано училище. По его указанию разместили училище в красивейшем особняке. И с того момента на долгие годы это был оазис культуры, животворный родник, благодаря которому на свет появились и оркестр, а точнее несколько оркестров, и хоровая капелла, и величайшие артисты, прославившие Абхазию, и многое другое, чем мы с вами вправе гордиться. Увы, сегодня училище как неродная дочь Абхазии….
Мне на ум приходит такая ассоциация: вот представьте, что наше училище, а может и академическое музыкальное искусство в целом – это такая обедневшая аристократка, растерянная, иногда голодающая, в потрепанном платье, живущая в обшарпанных комнатах некогда роскошного замка, совсем неприспособленная к новым жизненным реалиям, но… по-прежнему гордая. Найдется ли для нее рыцарь, готовый взять на себя все ее проблемы? Очень хочется верить, что счастливый конец случается не только в сказках.
Нравится |