УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ КИНО О СОВРЕМЕННОМ УЛИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Артур Гагулия рецензирует фильм "Выход через сувенирную лавку".
Грузноватый француз Тьерри Гетта торгует в Лос-Анджелесе "секонд хендом" и снимает с упорством одержимого всю свою жизнь на камеру. Снимает все, что угодно: друзей, детей и даже собственный поход в туалет. Спустя какое-то время Гетта знакомится с уличными художниками – авторами гиганстких граффити, людьми, которые занимаются самым настоящим "стрит-артом". Оказавшись очарованным творчеством уличных маргиналов, он пускается во все тяжкие и начинает снимать их жизнь на видео, лазить с ними по крышам и даже страховать их во время создания наиболее опасных инсталляций. Жизнь Тьерри постепенно обрастает посредственностью, но в ней вовремя появляется новая струя в виде неуловимого художника и хулигана в одном флаконе - Бэнкси. С завидной одержимостью Тьерри Гетта решает во что бы то ни стало добраться до Бэнкси и просто пообщаться (для начала) со знаменитым анархистом...
Прежде чем взяться за "перо" и изложить впечатления после просмотра "Выхода через сувенирную лавку" стоит определиться с его жанровой принадлежностью. Фильм английского художника, граффитиста Бэнкси, располагается одновременно на нескольких территориях - это нечто среднее между псевдодокументальным произведением и полновесной драмой с элементами комедии.
"Выход через сувенирную лавку" словно пластилин — фильм, который можно крутить, вертеть и лепить по-разному, каждый способен сконструировать, что нравится. Можно с легкостью допустить, что Гетта никогда и не был известным художником и был раскручен самим Бэнкси в коммерческих или чисто развлекательных целях. С другой стороны нельзя исключать, что Тьерри просто артист, который при помощи инновационного вирусного кинематографического маркетинга стал героем реальных выставок, к которым в действительности не имеет никакого отношения. Явление сумасшедшего француза с бакенбардами, сумевшего войти в доверие к представителям бесшабашной тусовки художников, да еще и сумевшего обскакать их всех, так и остался во многом загадочной фигурой. При этом, учитывая провокационную натуру большинства художников-граффитистов, работа Бэнкси может с легкостью сойти за попытку уличить современное общество в привычке примерять на себя маску ценителей искусства даже в тех случаях, когда объект восторженности представляет собой обыкновенную обертку от шоколадки или мусорный бак. Мы прекрасно видим в фильме как заимствованные и высосанные из пальца идеи становятся предметом обожания огромного количества людей.
Как бы там ни было, у Бэнкси получилось весьма увлекательное кино об очень колоритном человеке. Как минимум первая половина фильма посвящена простому человеку, но с очень противоречивой позицией, если вести речь о его главном увлечении. Стремление Тьерри полностью фиксировать собственную жизнь на камеру лишает его ощущения реальности. На выходе чудаковатый оператор-самоучка остается с горами непросмотренных видео-кассет, которые служат воображаемым доказательством преданности прошлому.
Мораль фильма Бэнкси проста - успеха в мире современного искусства может добиться каждый. На примере Мистера Мозгоправа, который превзошел своего учителя, режиссер представляет зрителю на суд мотивирующую историю о том, что при наличии определенной доли наглости и упорства любая самая заурядная личность может склонить мир к своим ногам.
Только вот искусство ли то, что он делает?
Нравится |