Созидай. Другого лекарства нет и не будет.
Кристина Жиба
На стене, что напротив рабочего стола, висит лист, на нем черным по белому пророчество Мушни Хварцкия о нашем возрождении.
Часто взгляд останавливается и моментально уносит в рассуждения о том, когда же оно начнется или уже…или никогда…
Каждому ответу свое оправдание. Но вера…
Все-таки невозможная сила. Если ты веришь в себя и в любого человека рядом, то и ждать не устаешь, а может, и способность видеть его зачатки обретаешь…
К примеру, не отличаясь доверием к людям, одновременно испытываю всегда невообразимую веру в человека, потому как, на мой взгляд, вера друг в друга необходима, она способна творить чудеса. Ведь если в тебя верят, точнее, если верят в то лучшее, что есть в тебе, лишь нечто непреодолимое может сбить тебя с толку, если только вера не была выше твоих способностей, а соответствовать ей – испытание не из легких, куда сложнее, чем лишь при собственной вере в себя, потому как ответственность...А ответственность - бремя, но она воспитывает.
К чему это? К желанию объединить силу позитивной мысли каждого из нас в одно цельное – «возрождение»!
Так бывает после прочтения одухотворяющих текстов, подобных нижеприведенному…
Лучше никто не растолкует!
Отрывки из текста
Ф.Искандер
ЧТО НАДО ЧЕЛОВЕКУ?
Ему нужна крыша над головой, то есть приличное жилье.
Ему нужна опрятная старость родителей и ему нужен беспечный смех собственных здоровых детей.
***
Главная ошибка нашего нового, демократического государства, из которой вытекает все его остальные ошибки, по-моему, состоит в том, что власти, сами того не заметив, повторяют ошибку марксизма: экономика – базис, а все остальное надстройка. Государство, которое живет по этому закону, обеспечено на гибель, личинку смерти он уже несет в себе. Советское государство именно поэтому погибло. Это могло случиться несколько раньше или несколько позже, но должно было случиться.
…
То, что экономика не является базисом человеческого общества, сравнительно легко доказать. Во-первых, человечество тысячелетия жило, когда никакой экономической науки вообще не было и никому в голову не приходило экономическую сторону жизни объявлять базисом. Во-вторых, все великие религии утверждают, и наш личный опыт подтверждает это, главное в человеке – совесть. То, что главное в человеке, то является главным и для человеческого общества, и для государства.
Парадокс состоит в том, что государство, в котором экономика – базис, прежде всего обречено погибнуть экономически. В таком государстве экономикой управляют не профессиональные экономисты, а идеологи от экономики. И это совершенно другие люди, которые могут ничего не понимать в экономике.
Так, в идеологическом государстве агронома в колхозе выбирали не по признаку его добросовестности и знания дела, а по признаку его идеологической болтовни, где экономика – базис…
Базисом человека и человеческого общества является совесть, а экономика одна из составляющих надстроек. При этом экономика может хорошо работать при более или менее здоровом состоянии базиса – совести человека. Экономика без базиса – совести – зверинец с открытыми клетками, что мы видим сегодня у нас.
Один культурный экономист сказал мне: экономика – полунаука- полуискусство. Мне кажется это определение верным. Экономические законы, видимо, срабатывают при благоприятных условиях соприкосновения с человеком.
Нам много говорят об экономическом чуде возрождения послевоенной Германии. Действительно чудо! Тысячи городов лежали в руинах, миллионы убитых, миллионы раненых, миллионы голодных и беспризорных детей!
Но экономическое чудо расцвета Германии вторично. Главное, разбуженная совесть нации стала могучим фундаментом экономического и духовного возрождения. При виде чудовищного краха нацистских идей, при наглядности всеобщей разрухи у немца очистилась душа от злобной пропаганды, которой он раньше верил. И он сказал себе: «Так это мы собирались создать в Европе и во всем мире жить в семье народов».
И Германия расцвела, но порыв совести был первичным.
…
Сейчас мы ждем великого экономиста, как в свое время народ ждал доброго царя. Экономическая наука на наших глазах превращается в некую мистику, которая якобы спасет страну. Все спасает и все никак не может спасти. Разумеется, нам нужны культурные, талантливые экономисты. Но такие люди нужны и в любых областях нашей жизни.
Однако нас ждут трагические неудачи, пока мы не осознаем, что базисом, фундаментом человеческой жизни и целого государства является совесть.
Разбуженная совесть – самый драгоценный источник человеческой энергии. Но как ее разбудить?
Как говорил знаменитый физик, надо поставить перед собой достаточно безумную задачу, чтобы она оказалась достаточно реалистической. На вопрос, что мы строим, мы должны иметь мужество ответить: мы строим совестливое государство, мы строим государство совести. А демократия и рыночная экономика только рычаги этого неслыханного в мире государства. Совестливое государство сегодня звучит несколько смешно, как слон, плачущий при звуках музыки Моцарта. Но завтра это может стать естественным и радостным началом новой жизни, и слон заплачет.
…
Как это, воскликнут скептики, строить государство совести в стране, где одних трясет золотая лихорадка, других трясет лихорадка недоедания, где каждый второй – вор?! Утопия!
Но именно потому, что мы дошли до самого дна и окончательно убедились, что нет и не может быть другой опоры, чтобы подняться, совесть нас подымет.
….
Чтобы выжить в двадцать первом веке, человечество должно сменить классическую политику хитрости на политику совестливости, то есть политику отсутствия политики.
…
Но с чего все это надо начинать? Начинать надо с правительства. Нам нужно правительство алмазной чистоты и прозрачности, и чтобы народ поверил в эту чистоту, и тогда он воспрянет духом. Но что надо сделать, чтобы народ в это поверил? НАДО БЫТЬ ТАКИМИ И НИКАКИМИ ДРУГИМИ.
...
Надо помнить, что конечной причиной падения царского и Временного правительства было накопившееся в народе брезгливое чувство, что они не чисты. Так оно и было на самом деле. И надо помнить, что бешенее всех взрываются терпеливые народы.
…
Беда стране, где слишком многие думают о политике. Честные люди, слишком много думая о политике, невольно отстраняются от созидания, а так как они при этом страдают, думая о политике, они не чувствуют свою вину перед отсутствием сознания. Получается горький парадокс: страдать проще, чем созидать.
…Выход только один. Хочешь вырваться из страданий – созидай. Другого лекарства нет и не будет. Даже сизифов труд освобождает нас от бесполезных рассуждений о бесполезности сизифова труда.
….
Нравится |