В ГОСТЯХ У ВИКИ ДУМАВА ПИСАТЕЛЬ И ИСТОРИК ДЕНИС ЧАЧХАЛИА
На этот раз гостем Вики Думава стал писатель, историк, переводчик, общественный деятель Денис Чачхалиа.
Вика Думава, Иосиф Бродский сказал: «Вообще то, в жизни нет ничего плохого, единственно, что в ней плохо - это предсказуемость». А какая Ваша жизненная философия?
- Бог и Отечество. У меня вся жизнь проходит в тревоге за Абхазию. Даже когда нет войны. Мои стихи и песни, мои молитвы… о ней. Конечно, я не один. Нас много. Но недостаточно. Совершенно недостаточно. Каждый незаменим. И потому расслабиться невозможно.
Ваш отец - известный абхазский поэт Киршал Чачхалиа. Расскажите о Вашей семье. Каким было Ваше детство?
- Я родился в городе Ткуарчал. Мои старшие брат Валера и сестра Ляля ходили в абхазскую школу. Меня (я был слабоват в те годы) отдали в русскую, она была намного ближе. Я это переживал. Мое отставание в родном языке не давало мне покоя и позже. Бесконечный «авитоминоз» по родному языку. Здесь впервые я пошел на музыку по классу фортепьяно. Это иные муки. Отец в тот период два года учился в Москве на Литературных курсах. К отцу приезжали абхазские писатели из Сухума: Баграт Шинкуба, Георгий Гулиа с сестрой Татьяной и племянником Димой, Иван Тарба, Кумф Ломиа, Нелли Тарба…
Школа интернат №1, которую Вы окончили при легендарном директоре Лейле Николаевне Ачба. Какая там была атмосфера? Чем Вам запомнились школьные годы?
- Это был лицей. Без какой-либо натяжки. Это была третья школа, в которой мне довелось учиться. Именно ею я горжусь. Школа была бы обычной, если бы не Лейла Николаевна Ачба. Чтобы только понять личность Лейлы Николаевны, надо быть самому уникальным и выдающимся. Люди такого гуманитарного и одновременно управленческого таланта могут управлять государством. Императрица. Покровительница наук и искусств. Посмотрите перечень выпускников Абхазского Интерната. Оцените их вклад в экономику и культуру страны. Изучите, каким образом дети, чаще всего сельские ребятишки, получали надежные знания в школе, а затем становились академиками, профессорами, высококлассными инженерами, руководителями производств, заслуженными деятелями науки и культуры. Это замечательная, но ненаписанная книга.
Вы преподавали в Литературном институте им. Горького в Москве, были руководителем творческого семинара по переводу абхазской поэзии и прозы. А какими своими студентами Вы особенно гордитесь?
- Все они – мои ученики. Это живое воплощение свершенного мной и мной не свершенного. Эти годы были полностью посвящены моим студентам. Мне не стыдно перед собой. А дальше – держава стала трещать по швам, в воздухе запахло коммерцией (непонятной людям духовных профессий). Мои студенты, уже литературные работники, оказались не очень востребованными. У Дианы Гунба была первая и удачная публикация рассказа Алексея Джениа в журнале «Литературная Абхазия». Она вскоре умерла от оказавшейся неизлечимой болезни. Саша Бардодым – промелькнул и сгорел. Но успел состояться, как поэт. Герой Абхазии. Его знают у нас все. Лейла Пачулиа стала заметным в Абхазии журналистом. Публикует стихи. Вышел ее поэтический сборник. Наала Картозиа сотрудничает с книгоиздательством по части дизайна и верстки… Художественный перевод, как сложнейшая отрасль литературного процесса, сильно усох. Усох вообще на постсоветстком пространстве. В Абхазии, к сожалению, с литературными кадрами, как бы мы ни бодрились, ситуация трагическая. Ее надо перебороть.
Вы также занимаетесь историей. Не побоюсь сказать, что сегодня вся история пишется по-новому. К примеру, тема Кавказской войны. До сих пор идут споры, как надо освящать историю Кавказской войны, чтобы никого не обидеть…
- Мировые державы в свое время признали за Россией право на Кавказ. В процессе осуществления этого права Российская империя столкнулась с ожесточенным сопротивлением горских народов, носившим характер настоящих военных действий. Из кавказских народов первой обратилась за покровительством к русскому царю – Кабарда. Это было еще при Иване Грозном. В 18 веке Карли-Кахетия умолила русского царя взять покровительство над собой и вообще спасти Кавказ. Весь остальной мир был против присоединения Кавказа к России. Более других сопротивлялась Турция. Она проиграла не одну войну и все-таки потеряла Кавказ. Иран имел свои претензии, но не сумел их подкрепить действиями. Польша вредила России, но это не имело особого значения. Германия и Англия удаленно помогали горцам дипломатическими действиями, контрабандными поставками оружия, но и это не помогло. В результате 60-летней войны России одержала победу над Кавказом. Все остальное – это последствия войны, которую Россия называет покорением Кавказа, а кавказцы называют войной… Вспоминаются слова абхазского эмигранта из Турции: «Была война… мы ее проиграли». Кавказская война – это глобальная тема и ею нужно заниматься профессионально. История – наука, в известной степени, точная. В руках ангажированных исследователей она становится национальной версией событий. И результаты оказываются такими, какими их обозначил заказчик. В истории Абхазии не написаны целые разделы, и главное, не реконструирована настоящая модель истории средневекового Абхазского государства. Весь мир, а отчасти и мы сами, пользуемся искаженной и нелепой версией, сформулированной при режиме Сталина и Берия. Она получила окончательную огранку в трудах историков-грузинофилов нового времени. Между тем, у нас нет программы, как нет самого процесса по реабилитации истории абхазского народа, особенно, периода Абхазского царства. Историческая наука во многом развивается произвольно, без четкого определения приоритетов. Видимо, и в других сферах наблюдается похожее.
Вы были гостем программы "Кафедра", общались с молодежью. Как Вы оцениваете их потенциал? Какие условия важны для развития этого потенциала?
- «Кафедра» - хороший проект. Пока еще не изжил себя. Ирина Агрба, как интересный ведущий, могла бы его продолжать, а затем, возможно, перейти на какой-нибудь другой формат… Мне очень хотелось бы, чтоб на нашем телевидении кто-нибудь вел программу, связанную с трудностями абхазского языка, и в занимательной манере через приглашенных знатоков помог бы с правильной расшифровкой, отгадыванием старых абхазских терминов. В контексте нашего повышенного внимания к изучению родного языка, особенно в молодежной среде, такая программа имела бы не только познавательное значение, но, отчасти, и научную пользу.
Мушни Ласурия (поэт), Фазиль Искандер (писатель) и Денис Чачхалиа в гостях у Фазиля Искандера.
Непростая ситуация с абхазской церковью. Каким вы видите выход и церковного конфликта внутри Абхазии?
- В 1917 году Русская церковь много старалась для создания независимой Абхазской церкви. Оснований было не больше, чем сейчас. Но тогда было можно предпринимать такие действия, а сейчас – почему-то нет. Дело в том, что этот вопрос настолько церковный, насколько и политический. В истории много примеров тому, когда цари являлись инициаторами церковного строительства. Царь решал, какую религию исповедовать ему и его народу. Так было на Руси. Так было в Хазарии. Так было в Абхазии. В середине VIII в. абхазский царь отправил в Антиохию посольство, и собор Антиохийской церкви рукоположил первого абхазского патриарха Иоанна. Если сегодня ни одна церковь не берет на себя ответственности для рукоположения епископов для Абхазской церкви, если нет возможности сделать это легитимно, значит надо взять за основу решение Антиохийского патриархата VIII в. и волей народа рукоположить на одной из абхазских святынь (Пицунда, Храм Симона Канантита) и нового патриарха и епископов. Если бы мы сделали это сразу после победы в 1993 году (к примеру), то обновленная автокефальная Абхазская церковь уже 20 лет существовала бы, рукополагала бы священников, создавала бы школы, открывала приюты, создавала бы хоры, обучала бы Слову Божьему, церковной музыке и живописи. Признание – дело времени. И отношение к нам со стороны Русской и Грузинской церквей было бы, уж, по крайней мере, не хуже, чем имеем сейчас. Но в своем нынешнем положении нам винить некого. Мы виноваты сами. И если наша телега не поехала, то это потому, что телегу поставили впереди лошади. Крестьянский опыт показывает, что следует делать все наоборот.
Вы часто бываете на родине, на Ваш взгляд, после признания Абхазии Россией произошли ли перемены в общественной жизни, в экономике, культуре?
- Наши отношения с Россией развиваются неплохо. А если что-то и не устраивает стороны – надо это решать. Ни в коем случае не накапливать. Наше руководство должно иметь частый и прямой диалог на высшем уровне. Ни в экономической, ни в политической сфере наши лидеры не должны говорить с Москвой через посредников. Там где без посредников нельзя, нужно применять частую ротацию. Сложностей быть не должно, если искусственно их не создавать. Суверенитет Абхазии следует углублять. Надо добиваться экономической самостоятельности. Бюджет летом пополняется за счет туризма, который приводит в активность многие отрасли экономики, а в осенне-зимний период – за счет наших экзотических фруктов. Абхазские цитрусовые пользуются на российском рынке очень высоким спросом, но этот рынок совершенно не удовлетворяется нашими поставками. В это же время абхазские крестьяне, обладатели цитрусовых садов, прозябают в нищете, не умея сбыть урожай.
Удалось ли Абхазии извлечь пользу за 20 с лишним лет независимости? И какие на Ваш взгляд, главные факторы стабильности Абхазии как государства?
- Я не эксперт в этих вопросах, но скажу о том, что есть на поверхности. Мы должны знать какова динамика развития нашей собственной обороноспособности, каковы ее программные перспективы. Это основа нашего суверенитета. Этот процесс должен быть понятным обществу и проходить по четкой программе. Наши отношения с Россией позволяют и даже благоприятствуют такому развитию…Наше общество изменилось, оно более активно участвует в решение государственных задач. Но мне непонятно, почему на местах сожженного исторического наследия нашего народа - АБНИИ и Госархива Абхазии - до сих пор нет ни камня, ни памятной доски. Кто или что мешает нам это сделать? Мы не говорим, не вспоминаем, не призываем… Наверное, так нам и надо… Нам не известно, что предприняли госчиновники для того, чтобы это не повторилось, какова концепция охраны архивов, историко-культурного наследия и есть ли оно вообще, такое уложение.
Ваши пожелания нашим читателям…
- Любите отечество. Трудитесь во благо его. Почитайте старших. Помните о Боге.
Виктория Думава. Живет в Сухуме. Мечтает написать книгу об интересных современниках.
Нравится |