31.07.2014 10:42
Елена Анкваб родилась в Москве. В 2003 с отличием окончила факультет иностранных языков Российского Государственного Социального Университета по специальности "лингвист-переводчик" (английский, испанский). В 2005 г. поступила в Российскую академии музыки имени Гнесиных. Окончила обучение с отличием. Принимала участие в Международном конкурсе «Современное искусство и образование», Всероссийском конкурсе им. А. Иванова, Международном конкурсе вокалистов (Испания, Бильбао, 2012), обладатель приза зрительских симпатий Фестиваля студентов творческих вузов «Зимние грезы»(2008), Лауреат Международного конкурса имени Ф. Шаляпина, дипломант Бахрушинского фестиваля.
Вика Думава, Елена, Вы живете в Москве, что Вы чувствуете, приезжая на родину, в Абхазию?
- То, что может испытывать человек, приезжая на Родину, с которой с самого детства его связывают самые чудесные воспоминания. Всю начальную школу нас с сестрой в середине мая забирали из школы и привозили в Абхазию. Это было замечательное время. И сейчас, конечно, приезжая в Абхазию, чувствую то же самое: здесь все мои самые родные и близкие люди; места, которые я люблю с детства, природа, сам воздух совершенно другой. Но есть один момент. На сегодняшний день, побывав во многих странах, увидев разные места, города, я всё еще считаю, что красивее Абхазии нет на Земле уголка. Но это лишь касательно того, чем нас так щедро одарил Господь Бог. Вот взять, к примеру, некоторые государства той же Европы. Люди там настолько, во-первых, любят свою землю, во-вторых, любят создавать вокруг себя красоту, чтобы всё, на что ни посмотри, радовало глаз, что даже если нет особых природных красот, создают и главное(!) поддерживают эту красоту. Часто, находясь за границей, я думаю, почему же у нас не так? Ведь очень многое зависит от нас самих, начиная от каких-то элементарных вещей, чтобы не бросать мусор на улице, ведь большое складывается из мелочей. Очень хочется, чтобы наша Родина процветала, Господь нам всё дал для и этого, и самое главное - как мы этим даром распорядимся.
Расскажите о Вашей семье, она имеет отношение к музыке?
- Моя семья не имеет никакого отношения к музыке. Папа - металлург, кандидат технических наук, мама- кавказовед, абхазовед, кандидат филологических наук, старшая сестра-экономист, младшая - доктор. К сожалению, никто в моей семье не связан с музыкой. Говорю «к сожалению», потому что, если бы кто-то из моих родителей был музыкантом, наверно и мне было бы легче выйти на свой путь и добиться результата. А так приходится самой, что называется «пробивать лбом стену». Но это-то и ценно: то, что дается тебе тяжелым трудом, упорством и огромным желанием, стоит для тебя куда дороже, чем то, что тебе приносят «на блюдечке с голубой каемочкой».
Вы также лингвист, окончили факультет иностранных языков, у Вас была идея составить абхазо-испано-русский разговорник. А занятия музыкой и лингвистику удается совмещать?
- Моё твердое убеждение состоит в том, что ничего на этом свете не бывает зря. И не зря я окончила иняз, конечно же. Во-первых, знание языков мне очень пригодилось в моей певческой профессиональной деятельности. Это и то, что я могу свободно общаться, будучи за рубежом, и то, что у меня не возникает проблем с произношением и переводом оперных партий. Английский, немецкий, итальянский, испанский, латынь- к сожалению, не всеми этими языками владею в совершенстве, но моих знаний хватает на то, чтобы не спокойно читать и делать перевод партий. А это необходимо, и даже не художественный перевод, а именно подстрочник, чтобы точно знать, какое слово что означает, потому как от слов зависит музыкальная фраза, интонация, характер. Бывает так, что на очень трагический текст накладывается мажорная музыка, и если не знать точный перевод, можно попасть впросак. Насчет лингвистики как таковой, я иногда шучу, что во мне погиб великий лингвист, потому что я на самом деле чувствую язык, мне действительно интересно этим заниматься, даже если лингвистика не стала делом моей жизни. Что касается разговорника, то сейчас пока он находится, скажем так, в «замороженном» состоянии, к большому сожалению. Просто не доходят руки, ни у меня, ни у мамы (поскольку абхазская часть зависит практически полностью от нее). Этим, конечно же, нужно заниматься основательно, и я , как максималист, считаю, что то, что я делаю, должно быть сделано либо на высшем уровне, либо никак. Но я думаю, что все же, рано или поздно, он увидит свет.
Вы в интервью сказали, что Ваши любимые партии это Виолетта "Травиата" Верди и Мими "Богема" Пуччини. Скажите Вас привлекает трагическое в искусстве?
- Не то что бы привлекает… Я думаю, в серьезном жанре больше эмоциональной глубины, он требует больших душевных затрат, этим он и сложнее. Знаете, это как сказала Фаина Раневская, когда у нее спросили, что такое играть на сцене: «Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию». Когда ты на сцене - у тебя обнажена душа, и только в том случае, если в душе что-то есть, твое исполнение может трогать и души слушателей и зрителей. Серьезный жанр для меня в этом отношении наиболее интересен.
Как по Вашему, сейчас ,когда такая конкуренция в музыкальном мире ,трудно пробиваться?
- Конечно, очень тяжело. Дело в том, что конкуренция существует не в отношении творчества- не касательно таланта, голоса, актерских и прочих данных. К сожалению, всё намного прозаичней: у кого есть много денег и большие связи, тот и пробивается. Вот и всё. К несчастью, сейчас это стало именно так: всё поставлено на коммерческую основу. Сколько я знаю ребят с чудесными голосами, невероятно талантливых, которые никуда не могут пробиться. И сколько есть посредственностей, которые и в театрах поют, и на конкурсах побеждают, только потому, что у них есть «толкачи». В этом отношении, конечно, я уверена, просто необходимо создать какую-то государственную программу поддержки молодых исполнителей, музыкантов, художников, ребят, которые занимаются наукой. Потому что все мы находимся «в свободном плавании», как неприкаянные и никому не нужные. Каждый пытается пробиться как может, но, к сожалению, на сегодняшний день без помощи и поддержки это просто невозможно, какой бы силы и глубины ни был талант.
А Вы пробовали себя в других жанрах, к примеру, в джазе?
- Нет, не пробовала. И не хочу. Я думаю, что в классической музыке есть всё, и ничто с ней не сравнится. На отдельной нише, конечно же, стоит народная музыка, ее значение и величие тоже не обсуждается. Люблю слушать хорошую эстраду - Синатра, Азнавур, Магомаев, обожаю Челентано, например. Но исполнять-нет, не хочу. В классике столько материала для осмысления и исполнения, что на сто жизней хватит! Смотрите, почему говорят, что классика - это музыка не для всех?- потому что, когда слушаешь классику(а тем более исполняешь) - происходит колоссальная работа души, и некоторые, видимо, просто ленятся или боятся открывать душу.
Скажите, а где публика Вас лучше принимает, в Москве или в Абхазии? Где Вы чувствуете полное единение с залом?
- Публика, могу сказать, везде в чем-то одинаковая, но и в чем-то разная. Что в Абхазии, что в России, что за рубежом. Конечно, в Абхазии публика особенная, это действительно так. Потому что, во-первых, люди, которые приходят на мои концерты в Абхазии- это люди, которые помимо того что интересуются и ценят классику, это еще и люди, которым интересно непосредственно мое творчество, и в этом состоит для меня отдельная и огромная ценность. А вообще, когда выходишь к людям, главное, что ты можешь им дать- это часть своей души. Если ты не фальшивишь, не играешь на сцене, а живешь, отдаешь публике всё, что у тебя есть, то и публика тебе отвечает тем же - отдает тебе часть души. И этот обмен энергией ни с чем несравним.
Какие цели ставит перед собой Елена Анваб?
- Цели как всегда грандиозные! Я даже не знаю, как ответить, потому что здесь так много всего можно сказать… Если говорить о жизни в целом, то как известно, в конечном итоге, каждый человек стремится к тому, чтобы быть счастливым. Если говорить о творчестве, то конечно, хотелось бы реализации, хочется иметь возможность в полной мере заниматься своим любимым делом, без которого не мыслишь своей жизни. Хочется иметь возможность помогать тем, кто в этом нуждается, не только добрым словом, но и финансово (я имею в виду благотворительность). В конце концов, хочется, чтобы в итоге не было, как говорится, обидно за бесцельно прожитые годы).
Вас легко обидеть?
- Ну я же творческий человек, у меня очень тонкая душевная организация:) Я иногда смеюсь и говорю, что я еще ничего, нормальный экземпляр, а встречаются настолько творческие личности, что берегись!
Как Вы отдыхаете?
- Отдыхаю, наверное, как и все: читаю, общаюсь с близкими, друзьями, хожу на концерты. А вообще, не могу долго отдыхать.
Ваши пожелания нашим читателям?
Желаю, конечно же, мира. Мира на земле. Мира в душе. Это самое главное. Будьте счастливы.
Виктория (Вика) Думава, живет в Сухуме. Любит беседовать с замечательными современниками. Мечтает выпустить книгу с записанными интервью.