«ОКНА» ФОТОГРАФА ОТТО ЛАКОБА
18.07.2014 12:30
Светлой памяти сухумца Анзора Агумаа
На рубеже XIX и XX веков искусство Европы и Америки захлестнул мощный поток нового стиля – «модерн» (фр. moderne - новейший, современный). В едином стилистическом ключе организовывалось пространство, проектировалась мебель, детали интерьера, камины, осветительные приборы, посуда, разрабатывалась мозаика полов, рисунки обоев и витражей. Наиболее последовательно модерн осуществил свои принципы в сфере архитектурных шедевров.
Модерн возник почти одновременно во многих западных странах и получил разные названия. В Англии - «Модерн стайл» (новый стиль), во Франции - «Ар Нуво», в Германии - «Югендштиль» (молодой стиль), в Австрии - «стиль Сецессион», в Италии - «стиль Либерти», в Испании - «модернизм», а в США - «Тиффани». В русское Закавказье модерн проник кратчайшим путем - через Черное море. К началу XX века Сухум был свободным городом (порто франко). Здесь строятся роскошные городские здания, открываются банки, общество пароходства и торговли, страховые компании, табачные склады петербургской фирмы «Лаферм» и др. Русская интеллигенция возводит виллы, дачи, шале. Врачи основывают пансионаты и санатории для легочных больных. Функционируют почта, индо-европейский телеграф, морской порт. Появляются отели со звучными названиями: Метрополь, Сан-Ремо, Ориенталь, Россия, Франция, Империал, Флорида, Ривьера, Европа. Открываются учебные заведения: горская школа, женская гимназия, реальное училище. Работают театры, иллюзионы. Путешественники, художники и поэты посещают Абхазию.
Автор не ставит перед собой цель детально разобраться в архитектурных особенностях стиля «модерн». Напротив, - это попытка воссоздать ощущение, эмоциональное состояние, дух того времени фотографическими методами. Напомнить о тенях людей в тех немногих домах, интерьерах, элементах одежды, городская эстетика которых восхитительна, а также о том, что уже утрачено. Модерн здесь - лучшая метафора, игра слов - ведь это «новое» в старом, а может быть старое, которое обрело второе дыхание в новом? Зрителю не навязывается дистилированная стилизация времени, а лишь предлагается примерить на одно мгновение образ прошлого. Образ этот собирательный и состоит из современной реальности и былой красоты. Именно поэтому элементы одежды моделей не являются точной копией костюмов эпохи, а в некоторых случаях даже полностью не соответствуют ей. Удался ли этот намек на историчность - судить зрителю. Автору остается лишь с надеждой смотреть на будущую судьбу исторического наследия нашей страны.
Отто Лакоба, фотограф. Выставка "ОКНА" проходила в Сухуме, в августе 2013 года.
Видеорепортаж с выставки: http://asarkia.info/videos/asarkia/1014/
Нравится |
FaceBookВКонтакте