В гостях у ВИКИ ДУМАВА галерист ШАЗИНА АГРБА
Шазина Агрба с 2000 года организатор и владелец галереи «ШАЗИНА» (Москва). Родилась и выросла в Абхазии. В своем интервью она рассказывает о специфике работы галереи современного искусства, о сотрудничестве с абхазскими художниками, о Фазиле Искандере, и о планах по созданию музея современного искусства...
Вика Думава, Шазина, расскажите об истории Вашей галереи? С чего все начиналось?
- Все началось с кризиса в жизни… Галерею я открыла в Москве в 2000 году. К тому времени, уже на дальней полке лежала недописанная диссертация по «Миграциям и проблемам занятости» на примере Абхазии, а страна уже изменилась, данные исследования стали неактуальны, да и для меня прошлое необратимо изменилось. Вот я и выдумала интуитивно продолжение своей жизни. Тогда я еще не понимала всей сложности нового дела, но кризис был преодолен. И началась история галереи. Первая выставка была групповая, называлась «День рождения Пьеро». Это был первый опыт. С некоторыми участниками выставки я сотрудничаю и сейчас.
А есть художники, фотографы, которых открыли именно Вы?
- Правильный вопрос. Галерист в первую очередь, это тот, кто открыл новые имена или новую коллекцию. Понятно, что важно разобраться во взаимных обязательствах участников всего процесса, найти свой стиль, выбрать направление, составить коллекцию, достойно представить, назначить правильную цену произведения. Далее надо защитить обозначенное - т.е. получить признание знатоков и ценителей, симпатии зрителей, суметь продать, а еще лучше воспитать новых коллекционеров. Я выбрала современное искусство, работу непосредственно и напрямую с живыми художниками. Они меня и научили разбираться в современном искусстве. С гордостью могу назвать некоторые имена. Изысканный и теперь уже очень знаменитый и успешный российский фотограф Владимир Клавихо-Телепнева, волшебный и известный на весь мир художник кино Шавкат Абдусаламов, самый таинственный московский художник второй половины ХХ века Евгений Дунаевский и т. д. Открытием галереи можно назвать уникальную коллекцию Варвары Бубновой, которая считалась ранее утерянной, в составе которой чудом уцелевшие произведения Варвары Дмитриевны. И, конечно, абхазские художники - Адгур Дзидзария, Алексей Шервашидзе-Чачба и Константин Инал-Ипа (интервью Константина Инал-Ипа: http://asarkia.info/society-mix/1216/ )Был еще среди художников галереи Леварса Бутба. Галерея в течении 8 лет была расположена в уютном особнячке в Малом Власьевском переулке, затерявшимся в арбатских переулках Москвы. Домик был чудный, там и сформировалась аудитория галереи, первые ценители и покупатели. (Более подробная информация на сайте галереи: www.shazina.com)
По какому принципу Вы выбираете художников?
- Особых секретов нет. Но принципы довольно строгие. Я люблю зрелых художников, владеющих ремеслом, оригинальных и самобытных, с узнаваемым пластическим стилем. Не люблю посредственность в искусстве и вторичность. Предпочитаю представлять недооценённых авторов или коллекции. Круг художников галереи на сегодняшний день уже сложился. Более того, уж коль речь идет о коммерческой галерее, стараюсь предлагать картины не только для заполнения пустоты в жилом пространстве или в душе, что уже само по себе хорошо и красиво. А стремиться к обладанию такими произведениями, с которыми можно жить долго в любви. Это сложно объяснить словами, но выбирать для себя надо интуитивно или приблизительно так же, как мы выбираем объект любви. Именно так были созданы все лучшие частные, корпоративные и музейные коллекции мира, победоносно шествующие по миру культуры и приносящие наибольшее удовлетворение и прибыль… со временем.
Есть художники с которыми Вы дружите с детства, и, вообще, дружите?
- В первую очередь это абхазские художники. С детства дружу с Алексеем Шервашидзе-Чачба, дорожу духовной близостью и давней дружбой с Адгуром Дзидзария, очень рада новому другу и художнику Константину Инал-Ипа. Как правило, хороший художник неординарен и в суждениях. Сама возможность личной беседы с такими людьми, чрезвычайно интересна - информация приходит от первоисточника без искажений.
Кто из галеристов для Вас образец для подражания?
- На этот вопрос я и не смогу ответить. Дело в том, что мир сейчас так устроен, что образцов для подражания, пожалуй, и не остается. Надо искать свой путь, тем более что я работаю на первичном рынке, т.е. непосредственно с живыми художниками. И если до меня у них не было признания или своих коллекционеров и ценителей, то вряд ли чужой опыт в этом поможет. И, несмотря на то, что все еще существуют общие для всех схемы продвижения, такие как участие в ярмарках и салонах, музейные и галерейные выставки, аукционные торги, я наблюдаю некоторую декларативность происходящего. Т.е. события происходят, но результаты разочаровывают. Цены на “модные имена зашкаливают” и даже вызывают недоумение, а с новым неизвестным арт-рынку материалом, пусть даже гениальным, стало труднее получить эквивалент признания в виде средств, необходимых для жизни и творчества художников, существования галереи и дальнейшего продвижения. Время такое, сейчас в моде развлечение и эпатаж, а мои художники не модные, а настоящие. Но мода проходит, а индустрия развлечений ничем не обогащает. Более того, сейчас уже на арт-сцене, ранее успешные и респектабельные галереи меняют форму деятельности, превращая их в фонды и различные культурные образования. И, конечно, появляются новые галереи. Вот и моя галерея изменила формат работы. Теперь есть студия, где посетители по предварительной договоренности, могут увидеть произведения в интерьере. А выставки проходят на разных площадках. В данное время арт-проект совместно с гостиничной сетью Hyatt в Москве. На Неглинной идет персональная выставка фото художника Джабаха Кахадо, американца с кабардинскими корнями.
Какие у Вас идеи, планы на будущее?
- Идеи есть всегда. Были бы силы. В 2014 году, возможно, будет выставка Шавката Абдусаламова в Риме, почитателем которого является нынешний посол России в Ватикане Александр Авдеев. Идея принадлежит ему. А в Москве, надеюсь, в 2015 году удастся организовать к 85-летию Владимира Андреенкова, изумительного по точности и чёткости художника конструктивиста, большую персональную выставку, скорее всего совместно с одним из московских музеев. Заодно и 15-летний юбилей галереи надо бы отметить. Теперь я мечтаю о частном музее современного искусства. Хорошо если это случится, может, это будет в Абхазии… ???
Вы дружите с гениальным Фазилем Искандером, расскажите какой-нибудь эпизод из Вашего с ним общения…
- Фазиль дружил с моим папой Ремзи Агрба, мы родственники. А я кроме вечного уважения к почтеннейшему из людей, стараюсь уделить ему персональное внимание, и, насколько удается, порадовать его или облегчить жизнь уже пожилого человека. Кое-что удалось сделать. К концу года в Москве откроется библиотека-культурный центр Фазиля Искандера. Но это отдельный разговор. Главное, что его это радует. А случай вот какой. Это произошло недавно в Кремле, во время награждения. Никто не планировал, я свидетель. Как только назвали имя Фазиль Искандер, весь зал встал и аплодировал ему стоя, долго. Таких аплодисментов я никогда ни на одном концерте не слышала. Он в этот раз ни сказал ни слова, просто был - абсолютно свободный и естественный даже в своих уже нетвердых шагах по длинному залу. Но все, кто там находился, независимо от того кто они были до и будут после, стали на несколько минут лучше. Было полное ощущение, что его превосходительство аристократ Духа и гений человечности, Фазиль Искандер - самый главный Авторитет.
Живя в Москве, Вы себя ощущаете абхазкой или космополит по природе?
- Осознанно абхазкой я стала, когда уехала. В моем детстве в Сухуме, я не задумывалась о национальности. Так что осознаю себя абхазкой.
Когда приезжаете на родину, первое место куда приходите?
- На могилы к родным.
Вы религиозный человек?
- Скорее я верующий человек, чем религиозный, это разные состояния. До религиозности я, видимо, еще не дошла, но вера для меня как дыхание.
Как найти смысл жизни?
- Надо найти свой личный “сюжет существования”.
Ваши пожелания нашим читателям?
- В первую очередь благополучия и благоразумия, и, конечно, мне хотелось бы видеть счастливые и радостные лица. Пусть у каждого будет своя цель, и пусть каждый изо дня в день приближается к ней, и тогда, возможно, мы все будем ближе друг другу и придем к согласию с собой и с миром. Очень много негатива я наблюдаю, оттого, что люди не заняты по силам, не имеют или не могут найти свое место в жизни, от этого не знают куда направить свою энергию, и чувствуют себя ненужными или обиженными. Это губительно для человека. Ты же смогла Вика, даже эта рубрика твоя замечательная, вот и смысл твой личный, «твой сюжет существования».
страница галереи "Шазина" в Facebook: https://www.facebook.com/ShazinaGalleryArt?fref=ts
Виктория (Вика) Думава,живет в Сухуме. Любит беседовать с замечательными современниками. Мечтает выпустить книгу с записанными интервью.
Нравится |