В гостях у ВИКИ ДУМАВА пианистка АСТАНДА БАГАТЕЛИЯ
04.07.2014 09:56
Астанда Багателия родилась в Сухуме. Окончила музыкальную школу № 1 по классу фортепиано. Затем поступила Государственное музыкальное училище им. А. Чичба на фортепианное отделение в класс преподавателя Симония Л. Н.. В 2000 г. поступила в Ростовскую государственную консерваторию (АКАДЕМИЮ) им. С. В. Рахманинова. Там же продолжила учебу в аспирантуре по квалификации "Концертмейстерское мастерство". Лауреат международных конкурсов.
Вика Думава, Астанда, Вы учились на журналиста, и все же сделали выбор в пользу музыки. Что повлияло на Ваше решение?
- Да, я училась полтора года на факультете журналистики нашего АГУ. Так получилось, что поступила я тогда сразу в два учебных заведения: в музучилище на фортепианное отделение и в АГУ на факультет журналистики. Скажу честно, учиться было нелегко, и выбор между двумя профессиями был неминуем. С одной стороны фортепиано требовало полной самоотдачи, многочасовых занятий и с другой - каждодневные лекции, а главное, предметы, на которые я вообще не попадала и лекторы видели меня, в лучшем случае, на экзаменах. Долго так продолжаться не могло и пришлось выбирать. Вопреки мнению и желанию родителей, я выбрала музыку, и ни на один миг не пожалела об этом. Музыка - мое внутреннее состояние, внутренний голос, зовущий творить и каждый раз новое. Да и журналистика, ведь, тоже безгранична в поиске нового, необычного, но эмоциональный фон и внутреннее духовное обогащение, какое возможно получить от сопричастности с прекрасному не сравнить ни с чем. Самое главное, что я получаю от творческого процесса - это постоянная, непрерывная работа над собой. Это мощный стимул, который сопровождает в жизни.
А годы учебы вспоминаете с удовольствием?
- Практически все музыкальные специальности можно получить путем длительного образования: музыкальная школа, музыкальное училище, консерватория. Вот такой долгий и тернистый путь к мастерству. Окончила я музыкальную школу и училище в классе преподавателя Симония Л. Н. Это, пожалуй, самый главный идейный вдохновитель моего музыкального образования. Именно Лариса Николаевна привила любовь к музыке, которую я пронесла через все этапы дальнейшей учебы. Где-то на 2-м курсе училища я уже твердо решила, что буду поступать в консерваторию и поступила в Ростовскую государственную консерваторию (Академию) им. С. В. Рахманинова. Годы учебы в консерватории самая яркая часть моей жизни, самая наполненная событиями, впечатлениями, взлетами, падениями (не без них). Это такой мощный трамплин в музыкальную жизнь. Вспоминаю исключительно с трепетом и постоянным восторгом от соприкосновения с потрясающими профессорами, музыкантами.
Кто из Ваших учителей помог Вам в становлении как пианистки?
- У пианистов есть три главных профессиональных предмета - специальность (фортепиано), концертмейстерский класс и камерный ансамбль. Три профессора вели у меня эти предметы, - Симонова Н. Н. (специальность), Горбенко Е. В. (камерный ансамбль), Потехина Е. А.(концертмейстерский класс). Каждую из них благодарю и вспоминаю всегда с огромным уважением и восхищением. И за каждый мой триумф благодарю их, но особенное влияние на меня, кстати, не только как пианистки оказала Елена Анатольевна Потехина - мой верный друг и товарищ. Она была моим творческим руководителем в аспирантуре и осталась им и по сей день. Даже, находясь на расстоянии, я звоню, советуюсь, спрашиваю. Всегда у нее есть время для меня, всегда она рядом. Это очень важно!
Если не секрет, сколько времени Вы проводите за инструментом?
- Времени, к сожалению, сейчас уделяю мало своему любимому инструменту. А вообще, для полноценного рабочего состояния необходимо часа 3-4 позаниматься. Это, если не считать подготовки к определенному концерту.
А можно без разогрева рук сыграть концерт?
- Без разыгрывания, имеется в виду? Конечно, не желательно это. Но, в период интенсивной подготовки, мышцы рук находятся, в общем, в тонусе и можно рискнуть. Но, еще раз повторюсь, не стоит.
Друзей много у Вас?
- Друзей настоящих, не много. Для меня слово "друг" понятие ёмкое и не пустое, это не только красивые слова, а еще и определенные взаимодействия, проверенные годами и разными испытаниями. Как в той цитате, не помню, кому принадлежит: "Друзей мы выбираем сами, но лучших, оставляет время". Проверено, это именно так.
У Вас есть любимые композиторы?
- Да, безусловно, есть - это И. С. Бах, Й. Брамс, Ф. Лист, С. В. Рахманинов. Г. Малер, Дж. Верди, Дж. Пуччини. А современную музыку исполняете? - Вот современную музыку не исполняю. Возможно, только абхазских композиторов и то, так, иногда для себя. Не могу сказать, в чем причина. Может, просто не пришлось пока.
В каких странах любите выступать?
- Вы знаете, самая любимая публика дома - в Абхазии. Но есть два запоминающихся выступления в жизни. Год назад мне и моим коллегам-друзьям: Алисе Гицба, Луке Гаделия, Диане Багдасарян, Нане Черкезия и Елене Анкваб довелось участвовать в концерте, проводимом в "День Абхазии в Европарламенте" в Бельгии, в Брюсселе. Ощущение от этого грандиозного здания неповторимые. Но важным лично для меня было то, что я понимала, что со своей стороны, являясь частью нашей маленькой Апсны и в этот день привношу частичку себя в ее становление, как государства. Еще одним сильным впечатлением было выступление в Доме Культуры города Очамчира 5 августа, 2013 года в рамках фестиваля "Хибла Герзмава приглашает..." В зале негде было яблоку упасть, и во время исполнения стояла мертвая тишина. Вот так, затаив дыхание, зрители слушали с упоением каждое произведение. Не могу передать словами то впечатление, когда, поднимаясь из-за рояля на поклон видела глаза зрителей! Боль и горечь утрат не прошли еще, но какая жажда жизни в них и благодарность за каждый звук! Уходишь со сцены с ощущением, что ты смог порадовать и подарить, что-то красивое и теплое.
Фестиваль "Хибла Герзмава приглашает...» Насколько он важен для Вас?
- Ооо, фестиваль "Хибла Герзмава приглашает..." это важная часть жизни. Благодаря фестивалю и лично Хибле, мы имеем возможность выступать на всех площадках Абхазии, на должном профессиональном уровне. Можно сказать, что это определенная школа. Ведь в репетициях к концерту принимает участие и помогает нам сама Хибла. Получить рекомендации от такого мастера - это дорогого стоит. С 2006 года, а именно с этого времени мы принимаем участие в фестивале, каждый их нас, молодых исполнителей, совершил профессиональный рост. Если вы заметили, я в этом вопросе говорю все время "мы" - не случайно. За годы участия в фестивале мы стали единой семьей, неким единым целым. Мы подружились и общаемся и очень дорожим и поддерживаем друг друга. Фестиваль дает то самое чувство востребованности, важное для любого артиста. Огромная благодарность Хибле Герзмава за эту колоссальную работу.
Кто на Ваш взгляд, самый великий пианист сегодня?
- Честно говоря, "великий" - очень спорное слово, поэтому отмечу тех, кого предпочитаю слушать. Это Марта Аргерих, Евгений Кисин, Аркадий Володось.
А какие задачи ставит перед собой Астанда Багателия?
- Задач много. Важный критерий - качество решения этих задач и их КПД. Главная задача, пожалуй, возобновление работы над диссертацией, которую я приостановила в связи с разными обстоятельствами. Надеюсь, вскоре это случится. Она называется "Синтез искусств в культурно-историческую эпоху Декаданса". Весьма интересная тема и очень объемная по событиям эпоха.
Ваши пожелания нашим читателям?
- Всем желаю, прежде всего, мира, добра, чтоб было больше позитивной и полезной информации. И, конечно, будьте счастливы и удачливы, дорогие читатели!
Виктория (Вика) Думава,живет в Сухуме. Любит беседовать с замечательными современниками. Мечтает выпустить книгу с записанными интервью.
Нравится |
FaceBookВКонтакте