ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ-ХРАНИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ, КОТОРУЮ МЫ ВОСПРИНИМАЕМ НА КЛЕТОЧНОМ УРОВНЕ
В минувшие выходные в Сухуме нелегально снесли два здания, построенные в начале XX века. Речь идет о двухэтажном кирпичном здании 1905 года по ул. Джанашия №29 (владелец Тамаз Ткебучава). А также здание по ул. Ардзинба №70-А (владелец Беслан Абхазава), где был снесен второй этаж, - об этом сообщило агентство «Апсныпресс».
Напомню, минувшей осенью разгорелся скандал вокруг сноса здания по ул. Папаскир 36, построенного в 1905 году.
Тогда в гневном заявлении представители общественности требовали узаконить общественный контроль за зданиями, имеющими историческую ценность: «Сделать это нужно немедленно, иначе Сухум скоро превратится в сплошной новодел, а историческое архитектурное наследие будет утрачено!». Однако воз и ныне там, и никакой контроль, в том числе и государственный, справиться с желанием собственника обустраивать территорию, в соответствии со своими вкусами и возможностями, не в состоянии. И если раньше, исторические здания просто ветшали и рассыпались на наших глазах, то теперь, очевидно, наступил следующий этап – многих оставшихся мы уже недосчитаемся до конца этого года.
А может, и не стоит беспокоиться об этих зданиях? Стоят они уже 20 лет, никому пользы нет. Восстановление – головная боль застройщика. Легче сломать и построить на этом месте примерно такой же дом. «Что конец света наступит?», - заявила, не скрывая иронию, одна знакомая.
Большинство искренне не понимают, почему нужно сохранять такие дома, особенно, если от них остались только фасады. На их месте можно строить новые. Как центр «Гудоу-плаза», например, на месте сгоревшей городской поликлиники. (Здание поликлиники было в стиле модерн, кто помнит). Ответ на этот вопрос гораздо глубже, чем может показаться.
Дело не только в том, что мы не хотим выглядеть варварами, уничтожающими культуру, только потому, что во всем цивилизованном мире это не принято делать. А почему не принято? Почему так носятся над какими-то развалинами, реставрируют, восстанавливают, воссоздают с использованием тех же примитивных технологий, создают музеи под открытым небом, консервируют, наконец, когда не могут вышеперечисленного себе позволить?
А дело в том, что природная красота — это высшая степень целесообразности: ничего нельзя убрать, не нарушив целостность, и прибавить — оно будет лишним. Все живые существа появились в уже сформированной среде, которая в свою очередь отражала свойства Вселенной и была подчинена законам гармонии – «золотого сечения». Биологический мир отразил в себе свойства среды, в которой возник. Строение молекулы ДНК подчинено принципам золотого сечения. А если наследственный аппарат всех живых существ отражает эти закономерности, значит, и их пространственные формы тоже должны им подчиняться. Эти закономерности прослеживаются не только в целостном строении тел живых существ, но и в строении их отдельных органов, а также в биоритмах, работе мозга и легких, в сердечных ритмах, т.е. в работе всех функциональных систем организма. Таким образом, для гармонизации развития человека необходимо, чтобы его окружали только те предметы, картины природы, сооружения и т.п., которые отражают в себе законы гармонии Вселенной. Таковы результаты исследований в области генетики, между прочим.
Сегодня с помощью новейших сверхчувствительных приборов было установлено, что исторические памятники обладают мощным информационным излучением, которое фиксируется даже тогда, когда от них сохранились лишь фрагменты. Именно поэтому памятники культуры являются живыми хранителями духа времени, который мы способны воспринимать на клеточном уровне. Они способны изменять химические и физические свойства окружающего пространства, создавая невидимую ауру, способствующую нейтрализации внешних неблагоприятных факторов. Эта преобразованная область пространства моделирует среду, обладающую оздоравливающими и гармонизирующими свойствами.
Так что, сохраняя исторические памятники, включая лучшие образцы городской архитектуры, человечество всего лишь заботится о собственном благополучии. Возможно, уяснив это, мы сумеем сохранить оставшиеся старые дома хотя бы из принципа целесообразности, если уж просто культурно-эстетические мотивы уже не срабатывают.
Ну и, очевидно, пора вернуться к теме охранных зон г. Сухум. Проект таких зон был создан еще во времена Владислава Ардзинба, но сейчас нуждается в доработке и принятии на законодательном уровне.
Розита Герман
Использованы фото агентства "Апсныпресс" и Отто Лакоба.
Нравится |