ПРЕМЬЕРА ФИЛЬМА «ТАМ МИША ЛЕЖИТ» СОСТОЯЛАСЬ В СУХУМЕ
Розита Герман
Очередная премьера художественного фильма молодого абхазского режиссера состоялась на этой неделе. Выпускник Санкт-Петербургского Государственного университета кино и телевидения (мастерская режиссуры игрового кино Сергея Снежкина и Маргариты Бычковой), Инар Нармания, устроил показ дипломной работы «Там Миша лежит». Короткометражку снимали прошлым летом в Сухуме. Фильм о последних днях грузино-абхазской войны 1992-1993 г.г. Молодому режиссеру удалось передать всю беспросветность происходящего и усталость человека, психика которого разрушена войной до такой степени, что смерть героя в финале выглядит избавлением. И, кстати, отличная работа актера Русского театра драмы Ромео Курмазия.
Это уже второй фильм о последствиях войны в этом году. В апреле мы посмотрели премьеру фильма «Мост» другого выпускника этого же российского вуза, Наура Гармелия. И эта полнометражная лента, снятая на киностудии «Ленфильм», о выживании отца и сына в заброшенном абхазском селе после войны.
После второй премьеры, стало очевидно, что молодые кинематографисты начали процесс художественного осмысления того страшного периода. Парадокс в том, что они как раз войны не видели, но очень четко впитали те ощущения, которые витали в послевоенной Абхазии и продолжают жить сейчас.
Для каких-то обществ 23 года – это целая эпоха, в ходе которой меняется все. У нас время идет черепашьим шагом. Давит и тяжесть пережитого, которая настолько велика, что просто не позволяла приблизиться к теме. А молодежь, бессознательно впитав все это, передает всю беспросветность, пользуясь богатыми возможностями кино. Такие ощущения накрыли меня после просмотра картины «Мост», точно также было и на этот раз, правда, ушло чувство новизны. Я уже была к этому готова.Позже, обсуждая фильм в кафе, мы проговаривали, что позитива не хватает. Это не претензия, потому что кино очень интересно смотреть. Это пожелание старшего поколения, которое хочет видеть свет в конце тоннеля. Впрочем, процесс осмысления пережитого в художественной сфере только начался, и, видимо, продлиться еще долго, так что про свет будут снимать уже другие.
Но как выглядит этот свет, я все же знаю. Для меня он в тех самых молодых людях, которые сформировались (часто непонятно как), и стали такими, какие есть: талантливыми, ответственными, глубокими. Я вижу их в разных сферах и не перестаю удивляться. Ведь ни государство, ни общество не заботились о том, чтобы вкладывать в развитие нового поколения. Все, и в первую очередь их родители, были заняты послевоенным выживанием, а они умудрились впитать лучшее, что есть и в национальном, и в общечеловеческом контексте.
Режиссеры, практически все, вернулись в Абхазию и собираются дальше снимать здесь. Правда, что их ждет дальше, для меня большой вопрос.
Нравится |