МЕЧТА – ЭТО УЖЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ
Розита Герман
Впервые я познакомилась с Зандой Какалия четыре года назад, когда телестудия «Асаркьа» проводила конкурс оригинальных видео, снятых на мобильный телефон. Она принесла видеоклип, который не укладывался ни в одну из номинаций. И тогда мы придумали номинацию специально для нее – настолько удивила всех эта работа. Два года назад мы опять повстречались. К тому времени Занда уже окончила юридический факультет АГУ и работала юристом в строительной фирме. Было лето, мы ходили на латиноамериканские танцы (она танцевала лучше всех), и в один из вечеров, она рассказала о том, как живет в тревожном ожидании…
Занда с детства мечтала о кино. Она выросла в обычной среднестатистической семье в Сухуме. Родители не решились отпустить ее на учебу за пределы Абхазии, и она поступила на юридический факультет ради них. При этом Занда писала прозу, смотрела кино, и этот мир всегда был ближе, чем реальная жизнь. Когда в Абхазии снимали фильм «Август. Восьмого», она записалась в массовку и в перерывах между госэкзаменами и защитой дипломной ездила на съемки. Впервые выпала возможность увидеть процесс изнутри. Именно тогда Занда и поняла, что ничем другим в жизни заниматься не сможет. Режиссер Ада Квирая рассказала ей о том, что можно поступить на высшие курсы режиссеров и сценаристов (ВГИК) в Москве и даже связала с нужными людьми. И с этого момента Занда жила мечтой об учебе.
Она ждала набора два года. А затем отослала свои работы в комиссию. Сколько бы Занда не писала прозу, в итоге получалась киноповесть. Это потом она узнала, что у нее талант мыслить кадрами.
В то время, занимаясь танцами после работы, она несколько месяцев коротала дни, в ожидании сигнала. Однажды прогуливаясь на набережной она его получила. Письмо пришло на телефон. Это было приглашение на собеседование в Москву. Она разрыдалась.
…Ее приняли. И это был самый счастливый день в ее жизни. Родители платили за обучение, они уже смирились с ее выбором. Иногда во время учебы ей удавалось кое-что заработать. Занда впервые в жизни попала в Москву. На курсе 120 человек со всей России и бывшего СССР - люди интересные, увлеченные. Первым опытом стало псевдокументальное кино (это был фильм ужасов). Нашли старую, холодную усадьбу, подкупили сторожа. Снимали ночью. Занда выступила не только сценаристом, но и актером в роли призрака. Потом были еще десятки работ, где она также снималась. «Нас не учили писать, нам просто говорили: «Пишите и снимайте». И мы писали и снимали», - рассказывает она.
На самом деле за эти полтора года полностью изменилось ее восприятие мира, его границы раздвинулись вглубь и вширь. В Абхазии ей будет тесновато, но она и не собиралась оставаться в Москве. Ее дипломной работой стал полнометражный сценарий комедии, действие которой происходит в Абхазии. У нее много идей и уже готовых работ. Собирается писать сценарии, предлагать их режиссерам. К счастью, у нас уже есть несколько молодых режиссеров, и Занда, конечно, с ними знакома. Да, она хочет создавать кино об Абхазии и готова много работать. Я предостерегаю ее от рутины, которая имеет свойство затягивать. «Я рутины не боюсь, я слишком далека от обычной жизни и утешаюсь тем, что сажусь за компьютер и пишу», - отвечает она мне.
Для меня история Занды - пример того, как сбываются мечты. И мне очень хочется рассказать ее тем, кто подавляет свой внутренний голос по разным причинам. Пусть о ней знают! Занда улыбается и пожимает плечами. Да, она счастлива и наполнена, но ей не нужна известность. Выбрав процессию сценариста, она осознает, что ее имя всегда будет в тени, в отличии от режиссеров или актеров. Исключений тут не много. Она просто поняла, что не может без кино и в какой-то момент сделала твердый выбор.
Прошло время, и все сложилось. «Не нужно бояться ничего, потому что, когда ты мечтаешь о чем-то – это уже благословение», - говорит начинающий сценарист. А ведь могла бы остаться неплохим юристом с творческим потенциалом и печальными глазами.
Нравится |