Последний из ушедших вернулся
Надежда Венедиктова
Наконец я добралась до «Последнего из ушедших» в постановке Русдрама. Джамбулу Жордания, автору инсценировки, удалось сжать многостраничнный роман Баграта Шинкуба до стремительного сюжета, идущего на одном дыхании и для актера, и для зрителей – думаю, у многих, как и у меня, закипали в горле запоздалые рыдания над трагедией небольшого народа, вынужденного покинуть родные земли под давлением непреодолимых обстоятельств.
Осман Абухба предельно аутентичен в роли убыха Зауркана, чья судьба разворачивалась полтора века назад – честно говоря, не помню подобной актерской аутентичности среди виденных мною работ ни на сцене, ни в кинематографе. Всегда бывает некий зазор, в который современность невольно просовывает свое лицо и потроха – это неизбежность, с которой смиряешься; но здесь не было ни одного жеста, ни одной интонации, разрушающих подлинность актерского перевоплощения. Видимо, сама роль позволила молодому актеру совершить такой эмоциональный прыжок в прошлое, что он слился с нею в пронзительную судьбу, вместившую трагедию и народа, и человека .
Конечно, роман более объемен и доносит дыхание большого мира; отчетливо понимая, что невозможно перенести на сцену все богатство шинкубовской прозы, рискну все же сделать одно предложение.
В романе есть мощная сцена, в которой толпа женщин в черном оплакивает смерть князя, опозорившего себя изменой, а сам князь едет навстречу этой толпе и узнает, что оплакивают его. Этот эпизод так ярко передает нравственную мощь народа, что я не могу смириться с его отсутствием на сцене!
Можно было бы снять этот эпизод на видео и кинуть его на задник в самом начале спектакля, когда идут споры о переселении – кстати, это ослабило бы складывающееся у зрителя впечатление, что решение было принято быстро, хотя на самом деле ему предшествовали долгие годы.
Снять это можно без особых финансовых затрат, ибо многие почтут за честь для себя участвовать в такой мощной массовке, да я и сама была бы в первых рядах, чтобы ощутить подземную энергию народного гнева, обливающего князя волной презрения…
В зале было много туристов, не читавших книгу Баграта Шинкуба, и, когда мы уже выходили после спектакля, мелькнула мысль, что неплохо было бы организовать в вестибюле столик, где можно было бы купить роман, главный герой которого только что прожил свою полную страданий и борьбы жизнь у тебя на глазах…
Нравится |