Памятник и бренд
Надежда Венедиктова
Сегодня Всемирный день комплимента, поэтому с одобрения всего мирового сообщества будет уместно похвалить сухумские власти за то, что конкурс по выбору памятника впервые проводится открыто и с учетом общественного мнения, и закономерно, что выбирают памятник Сергею Васильевичу Багапшу, который был склонен прислушиваться к чужому мнению.
А теперь по существу.
Наверное, не мне одной кажется, что памятник должен соответствовать не только внешней деятельности своего героя, но его основной внутренней сути. Сергей Багапш остался в народной памяти не только как второй президент, но и как очень теплый и доброжелательный человек. Он был склонен к миру и компромиссу, во время жесткого политического противостояния 2004-2005 годов именно эти его качества сыграли основную роль. Если бы тогда он жестко уперся в своей правоте, а он был прав, ибо он выиграл президентские выборы, неизвестно, что произошло бы дальше – мы могли дойти до гражданской войны. Но он пошел навстречу противоположной стороне, он публично называл Рауля Хаджимба своим братом, и мирным разрешением конфликта мы обязаны ему.
К сожалению, в целом среди предложенных проектов преобладают довольно пафосные варианты, глубоко несвойственные самому Сергею Васильевичу. Я уже не говорю о том, что парадные триумфальные монументы давно вышли из моды и вызывают иронию. Тем более они не смотрятся в Абхазии, где власть находится в шаговой доступности, где тот же Багапш приходил пить кофе на набережную и свободно общался с посетителями кофейни. Загнать такого человека на верхотуру монумента означает оторвать его от людей, среди которых он чувствовал себя естественно и комфортно.
Поэтому я голосую за проект № 9, где Сергей Васильевич идет по площади своего имени, где он органично будет смотреться среди оживленной городской толпы; нужно лишь выполнить статую очень качественно, передав характерную мимику и спортивную выправку нашего второго президента.
Заодно выскажусь и по поводу недавно принятого туристического бренда. Общее недоумение вызывает верхняя часть, которую можно приписать любой южной стране – к Абхазии она никого конкретного отношения не имеет. Лили Дбар предлагает использовать картину известного художника Леварсы Бутба, действительно очень яркую, красочную и праздничную. Но и она может символизировать любую южную страну.
Мне кажется, гораздо выразительнее и по существу было бы лаконичное изображение всадника, стреляющего вверх из лука – этот образ зародился в самой глубине абхазской истории и культуры, это символ, передающий характерную черту народного мироощущения.
Да, он будет вызывать вопросы у туристов, но разве мы не стремимся к тому, чтобы приезжающие к нам люди знали о культуре и истории Абхазии как можно больше?
Нравится |